Задержка речевого развития
В настоящее время всё больше родителей обращаются за помощью к логопеду с вопросом задержки речевого развития у ребенка раннего возраста (до трех лет). С одной стороны, это связано с увеличением количества детей с нарушениями развития речи в раннем возрасте («неговорящих детей»). С другой стороны, многочисленные исследования, вызванные актуальностью данной проблемы, дошли до широкой аудитории. Современные мамы и папы понимают необходимость обращения за ранней помощью к специалистам.
Признаками ЗРР могут являться:
- Отсутствие гуления и лепета в младенчестве (доречевом периоде)
- Отсутствие реакции на звуки и обращённую речь после 1 года
- Отсутствие самостоятельных слов в 2 года
- Отсутствие фразной речи у ребёнка в 2,5 – 3 года
- Отсутствие потребности в речи, общении с окружающими
- Использование мимики и жестов вместо слов
- Невнятная речь после 3 лет
Причины ЗРР могут быть как биологическими, так и социально-педагогическими
Биологические:
- Воздействия на плод в период внутриутробного развития (токсикозы, угрозы выкидыша, гипоксия)
- Тяжелые роды (стремительные или длительные, преждевременные и др.), вызвавшие травму или асфиксию
- Искусственное вскармливание
- Черепно-мозговые травмы или тяжелые болезни, перенесенные в раннем детском возрасте
- Тугоухость
Социально-педагогические:
- Гиперопека со стороны взрослых. Торможение речевого развития может быть обусловлено «угадыванием» желаний и потребностей ребёнка окружающими взрослыми, в результате чего не стимулируется активная речь ребёнка
- Дефицит внимания и общения со стороны взрослых в связи с загруженностью родителей работой, делами
- Неблагоприятная речевая среда (двуязычие, дефекты в речи у родителей и близких и т.д.)
Важно! СВОЕВРЕМЕННОЕ выявление и работа по преодолению задержки речевого развития чрезвычайно важны по двум основным причинам:
- Проблемы речевого развития, оставшиеся незамеченными в раннем возрасте, приводят к более выраженным и глубоким отклонениям в речи и психике ребенка в дальнейшем
- Ранний возраст характеризуется широкими возможностями коррекции за счет большей пластичности детской психики
УСПЕШНОСТЬ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗРР зависти от следующих факторов:
- Своевременная грамотная диагностика
- Комплексная работа (при необходимости)
- Выполнение рекомендаций специалиста
- Систематическое, регулярное посещение занятийе
Как работают с ЗРР в Детском образовательном центре » Успех:»
В детском центре «Успех» специалисты, работающие по преодолению задержки речевого развития (по запуску речи) проводят первичную диагностику, на которой подробно обследуют все компоненты развития и речи и предпосылки речевого развития (развитие артикуляционного аппарата, речевой и мелкой моторики, дыхательной функции, просодики, фонематики, лексики, грамматики и др.).
При необходимости, логопед может порекомендовать пройти диагностику или получить консультацию другого специалиста (психолога, нейропсихолога…) нашего центра. После этого составляется комплексная программа по преодолению ЗРР.
В арсенале логопедов и логопедов-дефектологов детского образовательного центра «Успех» множество методик по коррекции, развитию речи и профилактике речевых нарушений. Мы составляем индивидуальную адаптированную программу по результатам диагностики, используя лучшие программы, проверенные временем (Шемякина, Новиковская, Большакова, Климонтович, Краузе, Бардышева, Косинова, Литвинова…). Мы используем современные пособия и игры, в том числе компьютерные программы, для запуска речи и для повышения мотивации к занятиям.
В программу работы по преодолению ЗРР могут входить как индивидуальные занятия со специалистами, так и групповые занятия (мини-группа до 7 человек)
Афферентная моторная афазия
Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.
Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.
Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.
Терапия и восстановление
Лечение семантической афазии преимущественно проводит врач логопед. При необходимости устранения сопутствующих заболеваний может потребоваться помощь и других специалистов. Терапия занимает много времени и требует значительного терпения.
Только в исключительных случаях происходит внезапное восстановление речи.
Лечение может осуществляться несколькими методами или их совместным воздействием:
- Логопедическая терапия. Проводится для восстановления речевых навыков, способностей к чтению и письму.
- Медикаментозная терапия. Заключается в приеме препаратов нормализующих естественные процессы в головном мозге (Винпоцитин, Пирацетам, Мексидол и т. д).
- Физиотерапия. Проводится электростимуляция разными способами, что способствует полному или частичному восстановлению функциональности пораженных зон головного мозга.
Основная терапия рассчитана на действия логопеда, который постепенно с помощью различных методик восстанавливает речевые навыки больного.
Применяют методику дифференциации картинок с предметами и соотношение их с реальным образцом. Так же используется логопедическая техника дифференциации цифровых значений.
Делается акцент на решение задач по математике. Последним этапом является восстановление восприятия пространственного значения и остальных навыков. Общее воздействие на головной мозг позволяет закрепить полученные результаты.
Прогноз на лечение разный. Зависит восстановление речи от многих факторов. Терапия дает полный положительный результат в основном у людей в молодом возрасте. Для детей младше 5 лет и людей старше 50 риск сохранения речевых дефектов высок.
Признаки и причины сенсорной афазии
Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:
- Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
- Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
- Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.
Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:
- Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
- Задняя височная артерия;
- Артерия угловой извилины.
Другие статьи по теме:
- Афазия
- Афферентная и эфферентная моторная афазия
- Амнестическая афазия
- Моторная афазия
- Сенсорная афазия
*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.
Лечение и коррекция
Основа терапии – лечение болезни, вызвавшей расстройство. Уход за пациентом должен основываться на междисциплинарном сотрудничестве невролога, логопеда, фониатра, трудотерапевта, физиотерапевта, психолога. Чем раньше начинается комплексная терапия, тем она эффективнее.
Необходимы своевременные логопедические занятия, назначаемые вскоре после стабилизации состояния здоровья. У пациентов с инсультом это обычно происходит на 2-й день, прямо в больничной палате.
В острой фазе расстройства (сразу после постановки диагноза и медицинского вмешательства) логопедия фокусируется, прежде всего, на восстановлении речевых расстройств, психической устойчивости пациента. Это индивидуальная форма терапии.
В более поздний период (в хронической фазе) терапия, главным образом, направлена на возобновление сильно нарушенных социальных контактов. На этом этапе используется как индивидуальная, так и групповая терапия.
Клинико-педагогическая классификация
Эта классификация нарушений речи опирается на медицинские критерии и ориентирована на коррекцию дефектов речи.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребёнка наблюдаются расстройства произношения, а конкретно — трудности с голосообразованием. Эти нарушения появляются из-за сбоев в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Дисфония — нарушение голоса — хрипота, слабость и осиплость.
Ринофония — носовой (гнусавый) оттенок голоса из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.
Фонастения — нарушение голоса по причине дискоординации работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппарата.
Афония — отсутствие голоса.
Нарушения темпа и ритма речи
Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи (вместо 10–12 звуков в секунду произносится 20–30), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи. При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой нечёткой артикуляцией.
Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. В отличие от заикания, в происхождении спотыкания нет судорог речевого аппарата. Ребёнок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед высказыванием.
Заикание — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.
Нарушения произношения звуков
Дислалия — нарушение произношения звуков при сохранной иннервации артикуляционного аппарата и нормальном слухе.
Ринолалия — расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.
Дизартрия — расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи: фонематических процессов, словарного запаса, грамматики, связности речи.
Структурно-семантические расстройства
Алалия — скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Бывает, что ребёнок не понимает обращённую к нему речь. Алалия возникает при повреждении речевых областей головного мозга. При этом у ребёнка всё в порядке с интеллектом и слухом.
Афазия — это также системное нарушение речи. В той или иной степени страдает звукопроизношение, словарь, грамматика, понимание речи, чтение и письмо. Возникает в результате органических поражений участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врождённое явление, а приобретённое — возможность вербального общения утрачивается у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых.
Нарушения письма и чтения
Дисграфия — частичное расстройство процесса письма: пропуски букв, слов, их перестановки; замены и смешения похожих букв; нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении. Дисграфия возникает при недостаточной сформированности (или распаде) психических функций контроля письма.
Аграфия — полная несформированность или утрата навыка письма. Распад письменной речи всегда сопутствует утрате устной (афазии). Иногда при аграфии доступно списывание, но с пропуском букв и слогов; с письмом под диктовку человек не справляется. Часто отсутствуют самоконтроль и самокоррекция.
Дислексия — ребёнок путает право и лево, верх и низ; последовательность букв, слогов, чисел при чтении; отказывается читать вслух. Это парциальное расстройство из-за недостаточной сформированности (или распаде) психических функций, ответственных за способность читать.
Коррекция афазии
Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.
Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.
В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.
Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.
В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.
Особенности нарушения
Семантическая афазия развивается при повреждении трех областей коры головного мозга: височной, теменной и затылочной зоны.
Характеризуется заболевание несколькими особенностями:
- распад семантической и смысловой структуры речи;
- объединение далеких и близких словарных связей.
Так же у больного наблюдается выраженная конструктивно-пространственная апраксия и нарушение движения пальцев. Для таких больных характерно понимание простых фраз, которые содержат не более одиннадцати элементов.
Человек с семантической афазией способен легко выполнять простые действия, однако если перед ним ставится более сложная задача, то это может вызвать значительное затруднение. Логическое мышление нарушено и не способно к решению логико-грамматических сочетаний слов.
Любые усложнения простых предложений, имеющие причинно-следственные связи, обороты, пространственные отношения и т. д., являются для них непонятными. Трудно больным понять и метафорический смысл поговорок и пословиц.
Семантическая афазия поддается лечению, но зависит это от причин патологии. В сложных случаях можно лишь улучшить состояние больного.
Причины
Причиной афазии является органическое поражение коры головного мозга, а именно тех участков, которые оказывают прямое влияние на речь. Причем для диагноза обязательна существующая до появления расстройства нормальная речь индивида. Течение и исход заболевания во многим зависят от причины возникновения.
Наиболее часто расстройство спровоцировано сосудистыми болезнями мозга. Прежде всего, это ишемический инсульт и геморрагический инсульт. При последнем фиксируют в основном смешанный или тотальный афазический синдром. А сенсорная или моторная афазия наблюдается специалистами у тех пациентов, у кого ранее были зафиксированы нарушения обращения крови в мозге. У последних вероятна и тотальная форма афазии.
Второе место среди распространенных причин занимают воспалительные процессы в головном мозге:
- абсцесс
- лейкоэнцефалит
- энцефалит
Также афазия во многих случаях вызвана:
- полученной черепно-мозговой травмой
- прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, протекающими в хронической форме, например, болезнью Пика
- хирургическим вмешательством на мозге
Факторы риска афазии:
- наличие такого же расстройства у близких родственников
- пожилой возраст человека
- артериальная гипертензия
- церебральный атеросклероз
- травмы головы
- транзиторные ишемические атаки в прошлом
- ревматические пороки сердца
Факторы, которые оказывают влияние на тяжесть расстройства:
- обширность очага поражения
- место нахождения пораженного участка мозга
- компенсаторные возможности головного мозга
- причины
- преморбидный фон
- возраст больного
Например, постепенное развитие нарушения речи наблюдается при опухолевых процессах в мозге. А острые нарушения мозгового кровообращения, напротив, вызывают резкое появление афазии. При черепно-мозговой травме развитие расстройства также резкое. Чем моложе больной, тем быстрее и качественнее у него срабатывают компенсаторные механизмы, он восстанавливается в довольно короткие сроки после лечения основного заболевания-причины афазии.
Виды афазии
Формы афазии отличаются по лингвистическим, анатомическим и психологическим критериям. Классификация афазий:
- Эфферентная моторная форма. Поражаются нижние отделы премоторной области. Инертность речевого стереотипа нарушена, человек не может выполнять лексические, слоговые и звуковые перестановки и повторы.
- Афферентная моторная форма. Поражаются нижние отделы постцентральной коры. У детей и взрослых нарушается функция правильного произношения звуков.
- Акустическо-гностическая форма. Очаг локализуется в верхней височной извилине (задняя треть). Характеризуется нарушением понимания речи собеседника.
- Акустико-мнестическая форма. Поражается средняя височная извилина. У пациентов нарушается слухоречевая память и, иногда, визуальное восприятие окружающих предметов.
- Амнестико-семантическая. Поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры. Характеризуется нарушениями памяти и непониманием сложных грамматических конструкций.
- Динамические формы афазии. Поражаются заднелобные отделы мозга. Из-за этого пациент не способен выражать собственные мысли.
- Тотальная афазия. Повреждается кора доминантного полушария. Дети и взрослые не могут говорить и воспринимать чужую речь.
- Смешанные виды.
Лечение
Терапия речевой дисфункции проводится по двум направлениям:
- Устранение причин афазии и восстановление функций пораженных зон мозга с помощью назначения медикаментозных средств и физиотерапевтических методов.
- Коррекция афазии путем логопедических занятий.
Для каждого больного выстраивается индивидуальный план лечения. В нашей клинике к лечебному процессу помимо речевого невролога и логопеда-афазолога привлекаются нейропсихологи, массажисты, иглорефлексотерапевты, остеопаты. Отличный эффект дает применение способа транскраниальной магнитной стимуляции, который с начала XXI в. успешно используется во всем мире. Наши специалисты прошли обучение этой методике и владеют сертификатами на право ее применения.
Восстановительное обучение при разных формах афазии
В статье рассматривается программа, конкретные шаги и методика восстановительного обучения при следующих формах афазии: эфферентная моторная афазия, динамическая афазия, афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая и амнестическая афазия. В зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи комплексное использование рассмотренных методов восстановления устной и письменной речи помогут человеку адаптироваться к жизни с этим приобретенным расстройством.
Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга–способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы.
Прямые растормаживающие методы работы в основном используются в индивидуальной стадии заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифункциональных возможностей. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций.
Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания.
Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи, но восстановительная работа в ней должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.
Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.
Причины болезни
Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:
- Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
- Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
- После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.
Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.
Причины расстройства
Стоит отметить, что причинами поражения речевых органов могут стать самые разные факторы.
Вот некоторые из них:
- инсульты — это наиболее распространенная причина;
- различного рода воспалительные процессы, такие как энцефалиты и лейкоэнцефалиты;
- сильные травмы и ушибы головы;
- болезнь Альцгеймера и болезнь Пика в очаговом варианте заболевания;
- осложнения после операции на коре головного мозга;
- некоторые психические заболевания.
Есть также определенные факторы риска, которую увеличивают возможность проявления афазии в каком-либо виде.
Такими факторами риска являются гипертония, перенесенные в прошлом ишемишечные инсульты, а также пожилой возраст и былые травмы головы, которые не проходят даром.
Тяжесть афазии и ее симптомы зависят от многих факторов, таких как возраст пациента, типа расстройства, а также от обширности поражения.
Часто тот или иной вид афазии возникает при инсульте. Таким образом восстановление речи после инсульта требуется почти всегда. Подробней в статье.
В каких случаях назначается допплерография сосудов головного мозга? В чем суть методики и нюансы подготовки и проведения исследования.
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности
1. Расширение рамок слухового восприятия:
— показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемых парами, тройками и т.д.;
— показ частей тела по тому же принципу;
— выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;
— ответы на развёрнутые вопросы, усложнённые по синтаксической структуре;
— прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;
— письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
— чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.
2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:
— повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;
— заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;
— повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления;
— чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин.,30 мин., на следующий день и т.д.);
— составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;
— перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.
3. Преодоление трудностей называния:
— анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
— смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов;
— классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
— упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.
4. Организация развернутого высказывания:
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем–по свёрнутому, затем–без плана;
— развёрнутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).