Статистика суицидов

Кто на той стороне?

– Лично вам приходилось общаться с такими детьми?

– Был случай. Пара перед разводом не могла поделить детей, и пришла на консультацию выяснить — к какому родителю они более привязаны. В процессе общения с 11-летним мальчиком выяснилось, что у него глубокая депрессия, проблемы в школе, в общении со сверстниками. Когда получили результаты тестирования, родители были в шоке: «махая шашками», они не обратили внимания на эмоциональное состояние сына, который был на грани суицида! А страсти в семье кипели нешуточные, вплоть до похищения младшего ребёнка из детского сада. К счастью, взрослые вовремя одумались…

Можно привести и один из несчастливых примеров. Девочка-подросток постоянно «сидела» в соцсетях

Мама обратила внимание, что по утрам не может добудиться дочери, которая ложилась спать вовремя. Днём же ребёнок ходил вялый, сонный

Родительница даже несколько раз специально заходила в детскую в двенадцать, в час ночи — дочь мирно спала. А спустя какое-то время покончила с собой… При расследовании выяснилось, что девочка заходила в Интернет в пятом часу утра — самое сонное время для взрослых. Таково было условие игры с призывами к смерти. Поэтому я призываю всех родителей подростков: контролируйте, на каких сайтах бывают ваши дети. Ведь неизвестно, что на той стороне внушают вашему ребёнку!

– Ужасный случай! И мама вроде была внимательной…

Статья по теме

Смысл жизни. Как распознать суицидальные наклонности у близкого человека

Поэтому нет ничего ценнее доверительных отношений в семье. «Как ты провёл день?» — такой вопрос должен стать правилом. И пусть ребёнок подробно вам всё рассказывает. Если же заметили «звоночки», о которых мы говорили выше, или подавленное состояние ребёнка, можно и напрямую спросить о его дальнейших намерениях.

Пользуясь случаем, хочу обратиться и к учителям, тренерам, педагогам дополнительного образования: обращайте внимание родителей на состояние их детей, если заметили что-то неладное!

Признаки суицидального поведения

Наиболее распространенная рекомендация для предотвращения суицида звучит как: ищите «красные флажки» суицидального поведения

Но важно понимать, что далеко не все люди, думающие о суициде, поднимают этот «флажок», а признаки могут быть крайне тонкими. Например, говорить о самоубийстве не обязательно значит совершить его

Значительно чаще человек подразумевает: «Тебе будет лучше, когда я уйду».

Но есть признаки, на которые действительно стоит обратить внимание. Например, некоторые люди начинают предпочитать рискованное поведение или опасные ситуации

Немедленно обратитесь за помощью, если заметили, что близкий человек исследует способы суицида, пытается раздобыть смертельно опасные средства, непривычно упорядочивает свои дела или раздает ценные вещи. Это явные признаки суицидального мышления.

Другие возможные признаки включают:

  • Выражение чувства безнадежности.
  • Заявление о желании умереть.
  • Инициация разговора о том, что является бременем для других.
  • Заявление об ощущении себя как в ловушке.
  • Выражение чувства невыносимой боли.
  • Повышенная токсикомания.
  • Беспокойные, взволнованные или безрассудные действия.
  • Значительные колебания настроения.
  • Повышенный гнев или ярость.
  • Изоляция или ее ощущение.
  • Изменения режима сна (слишком много или слишком мало).

Любые предупреждающие сигналы следует воспринимать серьезно, как у взрослых, так и у детей

Не думайте, что люди говорят о своем чувстве безнадежности или хотят умереть, чтобы привлечь внимание. Каждый предупреждающий знак показывает, что человек борется и нуждается в помощи

Типы и виды суицидального поведения

В психиатрии существует множество классификаций суицидального поведения. Разберём самую популярную, в которой суицид разделяют по его цели. Выделяется три вида: истинный, демонстративный и маскированный.

  • Истинный. В данном случае все действия чётко спланированы и продуманы. Решение принимается не спонтанно, оно долго обдумывается. Целью является собственная смерть, которая чаще всего достигается.

  • Демонстративный. Действия направлены на привлечение к себе внимания. Цель — быть услышанными и замеченными, получить помощь. Окончательным результатом смерть не планируется, является больше представлением. Однако, нередки случаи, когда план не срабатывает и наступает летальный исход. Например, подросток пытается достучаться до родителей и преднамеренно выпивает огромное количество таблеток, но находится дома и рассчитывает, что его вовремя спасут.

  • Маскированный. Больше касается подростков, которые самоубийство совершить не могут и понимают, что это в корне неверно. Тем не менее косвенным способом пытаются свести счёты с жизнью. Например, участвуют в экстремальных видах спорта, драках, ездят на больших скоростях, принимают запрещённые препараты.

Тенденции самоубийств

Согласно статистическим данным есть гендерные вариации суицидов. К самоубийству как способу «решения проблем» в два раза чаще обращаются мужчины, нежели женщины, как в группах с диагностированными психическими расстройствами, так и в группах здоровых людей. При этом наиболее распространенными психическими расстройствами являются депрессия и шизофрения. Наибольший риск самоубийства наблюдается среди тех, кто уже предпринимал суицидальные попытки раньше.

Хотя услуги по охране психического здоровья рекомендуются людям высокого риска, уже предпринявшими суицидальные попытки, следует иметь ввиду, что наибольший превентивный эффект от психотерапевтической помощи будет, если она оказана еще до попытки самоубийства. Рассматривая проблему самоубийств, наиболее успешными являются именно профилактические меры и своевременная терапия психических расстройств.

Кто склонен к плохим мыслям?

По мнению психологов, суицидальное поведение проявляется по-разному у представителей разных типов характера.

Циклоидный типхарактеризуется частой сменой настроения. Здесь провоцирующим фактором может служить обида, цепь неудач в фазе сниженного настроения. Неуспешность, никчёмность, ненужность. При такой «чёрной полосе» вероятность беды действительно существует — особенности личности накладываются на неблагоприятную ситуацию.

Для демонстративного характера свойственно привлекать к себе внимание любыми способами, в том числе суицидальной попыткой
Для людей, болезненно реагирующих на ущемление самолюбия, важно самоутверждение

А подростки, если считают наказание незаслуженным, несправедливым, могут попыткой самоубийства шантажировать взрослых и… потерять меру осторожности. А подростки, если считают наказание незаслуженным, несправедливым, могут попыткой самоубийства шантажировать взрослых и… потерять меру осторожности

А подростки, если считают наказание незаслуженным, несправедливым, могут попыткой самоубийства шантажировать взрослых и… потерять меру осторожности

Для людей, болезненно реагирующих на ущемление самолюбия, важно самоутверждение

А подростки, если считают наказание незаслуженным, несправедливым, могут попыткой самоубийства шантажировать взрослых и… потерять меру осторожности

Ранимые и чувствительные могут прийти к мысли наложить на себя руки в ситуации хронических неудач при отсутствии поддержки со стороны взрослых, близких и родных. А так называемые конформисты, подверженные влиянию группы сверстников, могут лишить себя жизни, что называется, за компанию.

Есть и неустойчивые типы с тягой к праздному времяпрепровождению, не ориентированные на труд и учёбу, со слабой волей. Для таких подростков характерна тяга к развлечениям, получению новых впечатлений, рискованному поведению.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь,
  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги,
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

Быть вместе

– Как взрослым повлиять на подростка, чтобы не допустить рокового шага?

– Необходимо формировать жизнеутверждающие факторы! И прежде всего — это поддержка со стороны значимых людей. Нужно культивировать эмоциональную привязанность между родителями и детьми, воспитывать чувство долга по отношению к родным людям. Как можно больше времени проводить вместе, организовать конструктивный досуг, совместно чем-то заниматься. Нужно планировать будущее, разговаривать с ребёнком о его целях в жизни.

Чуть сложнее обучить ребёнка методам аутогенной тренировки, самовнушению, снятию внутренней напряжённости — это требует дополнительных знаний.

– Дайте практический совет — снятие напряжённости и взрослым не помешает…

Новость по теме

На Камчатке девушка покончила жизнь самоубийством из-за несчастной любви

Дам ещё один универсальный совет: обращайтесь за консультацией и помощью к специалистам! Тем более, когда дело касается детей. Консультации для несовершеннолетних в нашем диспансере бесплатны. Можно позвонить по телефону 302-326 и записаться на приём. У нас все психологи — с медицинской специализацией.

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. 

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков

Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше этого выносить»; «Жить не хочется»; «Никому я не нужен».

Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

Рекомендации родителям

Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе.

Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители

Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

Риски суицидального поведения

Всем попыткам добровольно уйти из жизни предшествует депрессия, уход в себя, отстранение от окружающих и мира. Человек становится апатичным, вялым, неразговорчивым. Теряется интерес ко всему происходящему. Депрессия может проявляться различными расстройствами, в том числе физической болью разной локализации, нарушениями сна, пищеварения.

Поведение может быть также продиктовано психотическими переживаниями. В состоянии психоза человек может слышать голоса, которые требуют от него немедленно выпрыгнуть с окна.

Желание покончить собой, которое не увенчалось успехом, часто приводит к серьёзным заболеваниям. В первую очередь это физические травмы, переломы, глубокие порезы, повреждения внутренних органов. Во многих случаях человек оказывается прикованным к инвалидному креслу и очень ограничен в передвижениях. Возвратиться к прежней жизни абсолютно здоровым даётся далеко не каждому.

Что касается психического здоровья, то здесь наблюдается психопатологическое развитие личности, что приводит к высокой социальной дезадаптации.

Какие мысли в голове будущего самоубийцы

Многие люди, услышав, что кто-то закончил жизнь самоубийством, задаются одним и тем же вопросом: “Какие мысли были у него в голове”; “О чём он думал в тот самый момент, когда решился”; “Что ощущают эти люди”. Когда в жизни человека всё происходит размеренно и спокойно, его душа и тело работают исправно, ему очень сложно представить, что же должно сподвигнуть другого нанести себе смертельный вред.

Принявший решение покончить с жизнью, в большинстве случаев подвержен тоннельному мышлению и воспринимает суицид, как единственный выход из сложившейся ситуации и решение всех проблем разом. Самые популярные эмоции, которые испытывают в такие моменты люди — это:

  • Чувство собственной вины за что-то или в чём-либо.

  • Гнев, злость, ярость, желание отомстить. Такие чувства преобладают у подростков. У молодых ребят присутствуют ещё такие мысли —»Я обуза. Я никому не нужен. Я мешаю всем”

  • Горе, уныние, печаль, тоска настолько сильно ощущается, что справится с ними в одиночку человек не в силах. Сильная эмоциональная боль.

     

  • Страшные физические боли, например, связанные с тяжёлым течением болезни.

  • Потеря смысла жизни, ощущение бессмысленности происходящего, собственной никчёмности. Уверенность, что всё плохо, и лучше уже никогда не будет.

  • Чувство безысходности. Человек чувствует, что попал в западню. Это может быть как физически, так и эмоционально.

Заметив подобные мысли или слова у своего ребёнка, родственника, друга, нельзя оставаться равнодушным. Возможно, уже сейчас он обдумывает план по сведению счётов с жизнью.

Что делать, если вы думаете, что ваш близкий хочет покончить с собой?

Между мыслями и серьёзными попытками лежит целая пропасть, до действий так никогда может и не дойти. Однако если вам кажется, что ваш близкий хочет покончить с собой, то вот несколько советов:

  1. Поговорите с человеком прямо. Задавайте простые вопросы, узнайте причины его поведения, настроения. Разговор должен быть построен дружеский, искренний и добрый, без нравоучений и обвинений. Задавайте вопросы откровенно, без наводящих и каверзных предложений.

  2. Нельзя недооценивать ситуацию. Если вам кажется, будто кто-то неспособен на самоубийство — это неправда. Решиться может любой человек, в самое неожиданное время. Поэтому угрозы покончить жизнь самоубийством, пусть даже самые призрачные пускать на самотёк нельзя.

  3. Относитесь серьёзно к причинам суицида. Даже если причина, по которой человек больше не хочет жить вам кажется смешной и нелепой, это не значит, что для него это не вопрос жизни и смерти. Если вы не поддержите собеседника, а начнёте его поучать — скорее с вами больше не поделятся сокровенными мыслями. Поэтому старайтесь заверить, что вы все понимаете, но уверены, что в этой ситуации можно найти выход. Не спорьте, а предлагайте свою помощь.

  4. Занимайте позицию активного слушателя. Люди с суицидальными мыслями часто страдают от сильного чувства одиночества, отчуждения. Они очень остро нуждаются в обсуждении больных для себя тем: своей боли, горя, отчаяния. Предоставьте возможность выговориться. Слушайте, вникайте, постарайтесь определить истинные мотивы поведения.

  5. Никогда не спорьте и не учите. Если начать объяснять последствия его смерти в виде расстроенных родственников или позора на всю деревню, в ответ можно получить ещё большую подавленность, обиду и даже агрессию человека. Выиграть спор у вас вряд ли получится, а вот потерять человека запросто.

  6. Утешать надо правильно. В этом случае противопоказаны варианты: “Нашёл из-за чего умирать. Мне бы твои проблемы”; “Да ладно тебе, всё пройдёт и наладится”; “Всё будет хорошо”. Все эти высказывания не имеют ничего общего с утешением, наоборот, усугубляют чувство собственной беспомощности и ненужности.

  7. Предложите ценные и конструктивные советы, если можете. Подумайте вместе, как можно решить данную ситуацию, предложите конкретные действия. Возможно есть знакомые, которые помогут или есть опыт решения таких проблем.

  8. Вселяйте надежду честно и убедительно. Поговорив о конкретной печали, вы можете внушить близкому, что трудные периоды временны, а жизнь вернуть не получится. Укрепляйте силу и возможности страдающего, приводите блестящие примеры его побед в прошлом, расскажите свой похожий опыт и как вы с ним справились, если он готов и хочет вас выслушать. Надежда — это вера в жизнь, в доброе, во всё хорошее, что было и будет.

  9. Никогда не оставляйте человека один на один с суицидальными мыслями. Проводите как можно больше времени с ним, попросите друзей или знакомых с ним посидеть.

  10. Обращайтесь к специалистам. При всём искреннем желании помочь, человек, вряд ли, сможет вылечить близкого от депрессии или суицидальных мыслей. Для такого уровня проблемы необходим психотерапевт и психиатр. Не бойтесь, не стесняйтесь обращаться за помощью. Суицидальную угрозу недооценивать нельзя. В наше время существуют не только частные, но и государственные клиники, которые могут оказать психологическую помощь. Используйте все возможные ресурсы, ведь “на кону” жизнь человека.

  11. Оберегайте, дарите любовь и заботу. Даже если страшная трагедия миновала, ваш близкий успокоился и как будто забыл про смерть, вы забыть это не имеете права. Окружайте его заботой, продолжайте наблюдать за поведением. По статистике половина суицидентов совершают повторные попытки лишить себя жизни спустя три месяца. Поэтому нужно быть начеку.

Определение проблемы

В то время как большинство людей понимают, что термин самоубийство означает добровольное или намеренное принятие своей смерти, важно понять дугу суицидального поведения и соответствующую терминологию. Пятьдесят четыре процента людей, умерших от самоубийства, не имели истории психических заболеваний

Пятьдесят четыре процента людей, умерших от самоубийства, не имели истории психических заболеваний

В целях повышения осведомленности и понимания этой растущей проблемы здравоохранения важно рассмотреть специфическую терминологию:

  • Намеренное нанесение себе увечий. Поведение, которое направленно на себя и преднамеренно приводит к травме или потенциальной травме для самого себя.
  • Несуицидальное намеренное нанесение себе увечий: включает поведение, направленное на себя, целью которого является причинение травмы или ее возможность. Но при этом нет доказательств о преднамеренных или явных суицидальных намерениях.
  • Суицидальное самоуправляемое насилие: подразумевает поведение, направленное на себя и предназначенное для нанесения травмы или может привести к травме, с очевидными, скрытыми или явными намерениями о самоубийстве.
  • Неопределенное самонаправленное насилие. Поведение, направленное на себя и предназначенное для причинения вреда самому себе, но суицидальные намерения неясны на основе имеющихся доказательств.
  • Попытка самоубийства. Нефатальное самонаправленное вредоносное поведение с какой-либо попыткой умереть. Попытка суицида не всегда успешна.
  • Прерванное самонаправленное насилие: человек предпринимает шаги, чтобы нанести себе вред, но останавливается или останавливается другим человеком.

Как получить помощь

Существует ряд ресурсов, которые помогают людям, пытающимся совершить самоубийство или находящимся в среде повышенного суицидального риска. Исходная точка зависит от уровня риска.

Телефонные линии экстренной помощи:

8 (812) 579-99-99 – круглосуточно для взрослых в Санкт—Петербурге и Ленинградской области;
8 (812) 576-10-10 – для детей в Санкт—Петербурге и Ленинградской области;
8-800-2000-122 – общероссийский телефон доверия для детей и родителей;

  • Когнитивно-поведенческая и диалектико-бихевиоральная терапия – рекомендуемые и наиболее эффективные методы лечения людей с суицидальными мыслями или поведением.
  • Некоторые люди, склонные к суицидальным мыслям, нуждаются в лекарствах. Врач-психотерапевт подберет наиболее оптимальную схему терапии.

Самоубийство носит комплексный характер, но очень часто его можно предотвратить. Если рядом с человеком, готовым совершить суицид находятся, люди, желающие мобилизовать доступные ресурсы и помочь ему, эту жизнь можно спасти.

Что такое суицидальная инфекция?

Данный термин используется для обозначения процесса, при котором самоубийство одного или нескольких людей может спровоцировать увеличение суицидального поведения других. Такое влияние может затронуть многих, но особенно сказывается на тех, кто уже думает о самоубийстве, совершили когда-то суицидальную попытку или подвержены факторам риска.

Результаты недавнего исследования, опубликованного в журнале PLoS One, продемонстрировали почти 10-процентное увеличение количества самоубийств после суицида актера Робин Уильямса в 2014 году. Мужчины в возрасте от 30 до 44 лет показали наибольший прирост в это время.

Когда знаменитость заканчивает жизнь самоубийством, СМИ переполняются статьями и сообщениями о ее смерти, включая сенсационную информацию и конкретные детали. Такое информационное покрытие (порой псевдо-информационное) может спровоцировать людей с суицидальными мыслями идентифицировать себя со знаменитостью или испытывать усиление чувства беспомощности.

Выводы

Таким образом, в ходе анализа доступных источников о зарубежном опыте можно выделить некоторые актуальные тенденции в разработке и применении программ профилактики суицидального поведения подростков и молодежи:

системный подход — вовлечение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов);

рост исследований по оценке эффективности применяемых программ; доказательный подход к особенностям содержания и внедрения программ;

применение цифровых технологий для повышения доступности программ (мобильные приложения, дистанционное консультирование специалистами и интернет-диагностика посредством новейших цифровых технологий);

объединение усилий специалистов, сотрудничество ряда программ и инициатив (сочетание нескольких типов профилактических программ для повышения эффективности превентивных мер);

законодательные инициативы (например, национальные программы превенции суицидов), предписывающие обучение сотрудников и организацию профилактики;

использование в практике применения программ постулата о том, что необходимо не только минимизировать факторы риска развития суицидального поведения, но и укреплять факторы защиты (антисуицидальные факторы);

большинство программ профилактики пропагандируют (в том или ином контексте, с учетом социально-культурного, этнического аспектов) среди адресатов программы (и широкого круга лиц в целом) важность психического здоровья, необходимость обращения за помощью для нуждающихся в ней;

повышение осведомленности, информированности подростков и молодежи о психическом здоровье, а также предоставление безбарьерного доступа к ресурсам помощи (например, медицинским), что играет даже более важную роль в превенции суицидального поведения, чем обучение педагогов и родителей.

Также стоит отметить, что авторы, анализирующие эффекты превенции, считают, что для более адекватной оценки профилактических программ у специалистов должна быть возможность сравнения, систематизации этих программ в контексте единой методологии, единого структурированного набора мероприятий. Однако на практике это невозможно вследствие культурных, социальных, экономических и прочих различий в разных регионах .

ВОЗ подчеркивает, что основная проблема при оценке эффективности профилактических программ связана с трудностью отнесения наблюдаемых результатов или конечных эффектов именно к проводимым мероприятиям, поскольку существует множество других факторов, оказывающих воздействие на частоту самоубийств .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона красоты и здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: