Дифференциальный диагноз
При умственной отсталости имеет место полное нарушение интеллекта, определяемое низким уровнем по интеллектуальным тестам во всех областях. Невербальные умственные способности и успехи детей в других областях при расстройстве развития экспрессивного языка находятся в пределах нормы.
При расстройстве развития рецептивного языка понимание языка (декодирование) значительно снижено по сравнению со средним ожидаемым для данного возраста уровнем, тогда как при расстройстве развития экспрессивного языка понимание языка остается на уровне нормы.
При первазивном расстройстве развития, кроме основных характеристик, отмечается отсутствие у больных детей внутреннего языка, символической или воображаемой игры, адекватного применения жестов, или способность поддерживать теплые и значимые социальные отношения. Напротив, все эти характеристики сохранны у детей с расстройством развития экспрессивного языка.
Дети с приобретенной афазией или дисфазией в более раннем возрасте обнаруживали нормальное развитие в языковой сфере, а нарушение в языке появилось после перенесенной травмы головы или других неврологических расстройств (например, припадки).
Дети с элективным мутизмом также вначале обнаруживали нормальное развитие языка, и их речь ограничивалась общением только с одним из окружающих членов семьи или несколькими из них (например, мать, отец и сиблинги). Селективным мутизмом чаще поражены девочки, чем мальчики, и больные дети почти всегда застенчивы и замкнуты вне семьи.
Online-консультации врачей
Консультация иммунолога |
Консультация гастроэнтеролога |
Консультация маммолога |
Консультация генетика |
Консультация неонатолога |
Консультация трихолога (лечение волос и кожи головы) |
Консультация гастроэнтеролога детского |
Консультация пульмонолога |
Консультация ортопеда-травматолога |
Консультация доктора-УЗИ |
Консультация вертебролога |
Консультация сурдолога (аудиолога) |
Консультация общих вопросов |
Консультация оториноларинголога |
Консультация хирурга |
Новости медицины
Футбольные фанаты находятся в смертельной опасности,
31.01.2020
«Умная перчатка» возвращает силу хвата жертвам травм и инсультов,
28.01.2020
Назван легкий способ укрепить здоровье,
20.01.2020
Топ-5 салонов массажа в Киеве по версии Покупон,
15.01.2020
Новости здравоохранения
Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020
Коронавирус атаковал уже более 100 стран, заразились почти 120 000 человек,
11.03.2020
Коронавирус атаковал 79 стран, число жертв приближается к 3200 человек,
04.03.2020
Новый коронавирус атаковал 48 стран мира, число жертв растет,
27.02.2020
Коррекция общего недоразвития речи
Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.
В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.
Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:
- Развивают подражательную деятельность. Малыш повторяет звуки, которые слышал ранее;
- Тренируют моторику рук. От ловкости маленьких ручек зависит и развитие речи. Специалисты проводят с малышом занятия, которые развивают координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
- Тренируют артикуляционный аппарат — мышцы губ, языка, щек. Этому способствуют логопедические упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика.
В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.
Коррекция ОНР у детей 1-го уровня
Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи
А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.
Коррекция нарушения 2-го уровня
Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).
При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.
Коррекция нарушения 3-го уровня
Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие
На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы
Коррекция нарушения 4-го уровня
Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением
Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения
Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.
Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.
Характеристика особенностей развития патологии
Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики
Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание
Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.
При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.
У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.
У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.
Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.
Источники
- Hii J., Hustedt J., Bangs MJ. Residual Malaria Transmission in Select Countries of Asia-Pacific Region: Old Wine in a New Barrel. // J Infect Dis — 2021 — Vol223 — NSupplement_2 — p.S111-S142; PMID:33906222
- Авторы не найдены Reproductive Health Care for Incarcerated Pregnant, Postpartum, and Nonpregnant Individuals. // Obstet Gynecol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906198
- Liu G., Xiao Y., Zhang W., Tang W., Zuo C., Zhang P., Dong S., Luo P. Novel aluminum vanadate as a cathode material for high-performance aqueous zinc-ion batteries. // Nanotechnology — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906187
- Schmitz M., Kesper L., Schulte MGH., Roese P., Berges U., Westphal C. Surface and interface analysis of a low-dimensional Au-Si surface alloy on Au(110) by means of XPS and XPD. // J Phys Condens Matter — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906167
- Cheng Y., Cao J., Tang X., Hao Q. Optical zoom imaging systems using adaptive liquid lenses. // Bioinspir Biomim — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906161
- Li C., Wang R., Yang X., Zhou M., Pan X., Cai G., Zhang Y., Zhu G. Deeper investigation on methane generation from synthetic wastewater containing oxytetracycline in a scale up acidic anaerobic baffled reactor. // Bioresour Technol — 2021 — Vol333 — NNULL — p.125156; PMID:33906019
- Rahmanti AR., Ningrum DNA., Lazuardi L., Yang HC., Li YJ. Social Media Data Analytics for Outbreak Risk Communication: Public Attention on the "New Normal" During the COVID-19 Pandemic in Indonesia. // Comput Methods Programs Biomed — 2021 — Vol205 — NNULL — p.106083; PMID:33906012
- He N., Xiang Y. How child maltreatment impacts internalized/externalized aggression among Chinese adolescents from perspectives of social comparison and the general aggression model. // Child Abuse Negl — 2021 — Vol117 — NNULL — p.105024; PMID:33905994
- Valdez D., Montenegro MS., Crawford BL., Turner RC., Lo WJ., Jozkowski KN. Translation frameworks and questionnaire design approaches as a component of health research and practice: A discussion and taxonomy of popular translation frameworks and questionnaire design approaches. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113931; PMID:33905986
- Florian S., Ichou M., Panico L. Parental migrant status and health inequalities at birth: The role of immigrant educational selectivity. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113915; PMID:33905985
Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка
1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.
В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне
Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать
2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.
3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).
4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.
В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.
Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.
Тотальное ПНР
При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.
Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:
1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия). При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко — 0,5%.
Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.
2. Параалалический вариант ТНР. По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).
3. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»).
Если к концу дошкольного возраста не удастся справиться с дизонтогенезом, ребенка направляют учиться в речевую школу. Чтобы добиться заметных результатов, коррекционная работа должна продолжаться не менее 5-6 лет. Обычная школа может только усугубить состояние ребенка: возникнут серьезные трудности в учебе, недостаток устной речи вызывает недостатки письменной речи.
Коморбидность
Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности
60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью
Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:
1. Когнитивный дефицит:
- оперативной памяти;
- вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
- сукцессивных операций;
- пальцевого и артикуляционного праксиса;
- внимания (слухового, редко – зрительного);
- незрелость игровой компетенции.
2. Личностная сфера:
- поверхность социальных связей;
- незрелость эмоционально-волевой сферы.
3. Коммуникативная компетенция:
- слабое владение диалогом (особенно монологом);
- трудности в установлении партнерских отношений.
Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.
Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.
Клинико–педагогическая классификация
Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Виды нарушений устной речи
Нарушения внешнего высказывания
- Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
- Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
- Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
- Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
- Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
- Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
- Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.
Нарушения внутреннего оформления высказывания
- Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
- Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.
Виды нарушений письменной речи
- Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
- Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.
Клинико-педагогическая классификация
Эта классификация нарушений речи опирается на медицинские критерии и ориентирована на коррекцию дефектов речи.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребёнка наблюдаются расстройства произношения, а конкретно — трудности с голосообразованием. Эти нарушения появляются из-за сбоев в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Дисфония — нарушение голоса — хрипота, слабость и осиплость.
Ринофония — носовой (гнусавый) оттенок голоса из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.
Фонастения — нарушение голоса по причине дискоординации работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппарата.
Афония — отсутствие голоса.
Нарушения темпа и ритма речи
Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи (вместо 10–12 звуков в секунду произносится 20–30), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи. При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой нечёткой артикуляцией.
Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. В отличие от заикания, в происхождении спотыкания нет судорог речевого аппарата. Ребёнок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед высказыванием.
Заикание — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.
Нарушения произношения звуков
Дислалия — нарушение произношения звуков при сохранной иннервации артикуляционного аппарата и нормальном слухе.
Ринолалия — расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.
Дизартрия — расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи: фонематических процессов, словарного запаса, грамматики, связности речи.
Структурно-семантические расстройства
Алалия — скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Бывает, что ребёнок не понимает обращённую к нему речь. Алалия возникает при повреждении речевых областей головного мозга. При этом у ребёнка всё в порядке с интеллектом и слухом.
Афазия — это также системное нарушение речи. В той или иной степени страдает звукопроизношение, словарь, грамматика, понимание речи, чтение и письмо. Возникает в результате органических поражений участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врождённое явление, а приобретённое — возможность вербального общения утрачивается у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых.
Нарушения письма и чтения
Дисграфия — частичное расстройство процесса письма: пропуски букв, слов, их перестановки; замены и смешения похожих букв; нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении. Дисграфия возникает при недостаточной сформированности (или распаде) психических функций контроля письма.
Аграфия — полная несформированность или утрата навыка письма. Распад письменной речи всегда сопутствует утрате устной (афазии). Иногда при аграфии доступно списывание, но с пропуском букв и слогов; с письмом под диктовку человек не справляется. Часто отсутствуют самоконтроль и самокоррекция.
Дислексия — ребёнок путает право и лево, верх и низ; последовательность букв, слогов, чисел при чтении; отказывается читать вслух. Это парциальное расстройство из-за недостаточной сформированности (или распаде) психических функций, ответственных за способность читать.
Основные причины
Детский возраст чувствителен к разного рода воздействиям. Тяжелая беременность, роды, болезни и травмы головы негативно скажутся на его развитии.
В последние годы количество детей с подобными патологиями только растет. Связывают специалисты это с разными причинами. Некоторые считают, что ухудшение экологической обстановки играет роль. Другие выделяют основные факторы риска:
- хронические болезни отца и матери;
- возраст рожениц;
- вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение);
- травмы в родах.
Еще выделяют, так называемые факторы социального характера. Увеличение количества смартфонов, планшетов, круглосуточное телевидение
Множество мультфильмов и игр для детей с рекламой легко завлекают внимание малыша. Поэтому у них теряется необходимость изучать внешний мир и взаимодействовать с ним
Во множестве мультфильмов преобладают кислотные краски, визгливые механические голоса – все это быстро овладевает ребенком и его вниманием. После чего обычная речь взрослого его мало интересует
При общении с другими детьми и взрослым он смотрит на лицо и бессознательно пытается повторить движения органов артикуляции. Без такого визуального контакта ему сложно будут даваться звуки.