Возрастные особенности строения черепа

Возрастные и половые особенности черепа

Объем полости мозгового черепа у новорожденного ребенка в среднем составляет 350—375 см3. В первые 6 месяцев после рождения ребенка объем черепа удваивается, а к 2 годам — утраивается. У взрослого человека он в 4 раза больше, чем объем полости мозгового черепа у новорожденного. Соотношение мозгового и лицевого отделов черепа у взрослого человека и новорожденного ребенка различные. Лицо новорожденного ребенка короткое (еще нет зубов) и широкое.

После рождения рост черепа происходит неравномерно. От рождения до 7 лет череп растет быстро. В течение первого года жизни
череп растет более или менее равномерно. От года до трех лет особенно активно растет задняя часть черепа, что связано с переходом ребенка на 2-м году жизни к прямохождению. На 2—3-м году жизни в связи с окончанием прорезывания молочных зубов и усилением функции жевательных мышц значительно усиливается рост лицевого черепа в высоту и ширину. С 3 до 7 лет продолжается рост всего черепа, особенно его основания. К 7 годам рост основания черепа в длину в основном заканчивается, и оно достигает почти такой же величины, как у взрослого человека. Череп ребенка в возрасте от 7 до 12—13 лет растет равномерно, замедленно. В это время в основном растет свод мозгового черепа, объем его полости достигает 1200—1300 см1.

После 13 лет активно растут лобный отдел мозгового черепа и лицевой череп. Зарастание швов между костями черепа начинается в возрасте 20—30 лет, у мужчин несколько раньше, чем у женщин. Сагиттальный шов зарастает в возрасте 32—35 лет, венечный — в 24—41 год, ламбдовидный — в 26—42 года, сосцевидно-затылочный — в 30—81 год. Чешуйчатый шов, как правило, не зарастает.

В пожилом и старческом возрасте рельеф костей черепа сглаживается. Кости становятся более тонкими, в них частично рассасывается губчатое вещество, уменьшается эластичность костей. Череп становится более хрупким и легким. Это связано с потерей зубов и сглаживанием зубных альвеол, ослаблением жевательной функции и частичной атрофией жевательных мышц. Наблюдается также асимметрия черепа из-за преимущественной работы жевательных мышц на одной стороне головы.

У лиц мужского пола лицевой череп растет в длину сильнее, чем у женщин. Если до периода половой зрелости у мальчиков и девочек лицо округлое, то после наступления половой зрелости у мужчин лицо, как правило, вытягивается в длину, у женщин сохраняет округлость. Мужской череп в связи с большими общими размерами тела больше, чем женский. Мозговой череп сильнее развит у женщин, а лицевой — у мужчин. Как правило, мужской череп отличается выраженным рельефом в связи с большим развитием прикрепленных к нему мышц. У женщин рельеф черепа сглажен.

Вопросы для повторения и самоконтроля:

  1. Назовите кости, образующие мозговой череп. С какими соседними костями соединяется каждая кость?
  2. Назовите кости лицевого черепа. С какими соседними костями соединяется каждая кость?
  3. Какие отверстия видны на наружном основании черепа? Что через эти отверстия (каналы) проходит?
  4. Опишите черепные ямки (на внутреннем основании черепа), укажите их границы и имеющиеся там отверстия.
  5. Назовите кости, участвующие в образовании стенок глазницы.
  6. Назовите кости, образующие стенки полости носа. Расскажите о расположении носовых раковин и носовых ходов.
  7. Какие движения может выполнять нижняя челюсть в височно-ниж- нечелюстных суставах?
  8. Назовите роднички, имеющиеся у черепа новорожденного ребенка. Какими костями ограничен каждый родничок, в каком возрасте роднички зарастают?
  9. Опишите возрастные преобразования черепа в постнатальном онтогенезе. Какие факторы влияют на эти возрастные изменения в различные периоды жизни человека.
  10. Назовите отличия мужского черепа от женского.

предыдущая
к содержанию
следующая

Эволюция черепа

В процессе филогенеза перепончатая соединительнотканная капсула вокруг головного мозга у круглоротых заменяется хрящевым черепом, достигающих наибольшего развития у акул. У наземных позвоночных череп вступает в новую стадию развития – костную (В.Г. Николаев и др).

Филогенетически череп человека изменяется в связи с переходом в вертикальное положение тела. У животных, например, у собак хождение на четырёх конечностях приводит к почти горизонтальному положению шейного отдела позвоночника и, соответственно, нижнезаднему расположению большого затылочного отверстия, в отличии от человека у которого большое отверстие затылочной кости находится в нижнем (передне-нижнем) положении (А.Капанджи).

Формирование черепа человека в процессе онтогенеза имеет ряд особенностей. Лицевой череп, свод и основание черепа имеют различное происхождение: мембранозное, хрящевое или смешанное окостенение (И.А. Егорова).

Поскольку процесс формирования мозговых пузырей сдвинут на ранние этапы эмбриогенеза, соответствующей перепончатой стадии скелета, то хрящевой череп мешал бы этому процессу, и кости свода черепа, минуя стадию хряща окостеневают на базе соединительной ткани, то есть эндесмально (В.Г. Николаев и др).

В процессе онтогенеза участки костей черепа, испытывающие меньшее напряжения, постепенно истончаются до порога относительного выравнивания напряжений в сравнении с другими областями и вместо губчатой ткани развивается компактная (В.Н. Крюков).

Классификация

Полиморфность черепов значительно усложняет классификацию их по форме. Даже простой сравнительно-краниологический метод сопоставления размеров по плоскостям: поперечно-продольного, высотно-продольного и высотно-широтного даёт комбинацию из 27 основных типов черепа. По вертикальной и латеральной норме Frussetto ещё в 1905 году выделял 54 типа черепа.

Анализом соотношений индексов установлено: чем череп ближе к долихоцефалам, тем по отношению к его длине меньше его высота, длиннее лобная кость, уже – затылочная. Наоборот, чем ближе череп к брахиоцефалам, тем больше его высота, короче лобная кость и шире затылочная. То есть, чем больше основной индекс черепа, тем сферичнее череп.

Исследования (В.Н. Крюков, 1986) показали, что прочностные характеристики черепа и особенности его деформаций определяются в основном двумя параметрами: поперечно-продольным индексом и сочетанием высотно-широтного и высотно-продольного указателей.

Поперечно-продольный индекс, или процентное отношение поперечного размера к продольному, указывает на форму черепа:

  • Менее 75 – долихокрания
  • 75-79,9 – мезокрания
  • Более 80 – брахиокрания

По высотному показателю – отношению высоты черепа к его продольному размеру также выделяют 3 формы черепа:

  • Высокие (гипсицефалы)
  • Средние (ортоцефалы)
  • Низкие (платицефалы)

Научный подход в быту

Викторианцы довольно быстро нашли практическое применение новой науке, было решено использовать эту теорию в различных сферах. Во-первых, конечно же, в образовательной. В 1825-м году в Калькутте открылась первая «френологическая школа», основанная британцами в одной из колоний с целью проведения эксперимента. Предстояло доказать, что образование способно физически изменить строение мозга. Ученики одной из школ в Бенгалии начинали каждое утро с измерений головы. Все данные фиксировались и затем сравнивались для отслеживания «прогресса», то есть изменений формы черепной коробки детей по ходу приобретения новых знаний.
Не менее полезным применение френологии полагали и в криминалистике. Изучение черепов закоренелых и отъявленных преступников считалось делом весьма перспективным — если бы удалось установить прямую зависимость между строением головы и вероятностью совершения преступления, то криминальные наклонности теоретически можно было бы выявлять превентивно. Например, бугорок над ухом, по мнению френологов, свидетельствовал о повышенных наклонностях к воровству.


Одна из схем «строения мозга». (images.theconversation.com)

Джордж Комб на лекции о френологии. (wellcomecollection.org)

Противники рабства использовали те же аргументы, к которым прибегали британские колонисты. Они утверждали, что рабы, хозяев которых вкладывались в их обучение, демонстрировали значительные поведенческие улучшения. Таким образом, если бы чернокожим дали свободу и позволили получать образование, строение их мозга приблизилось бы формой к строению черепа белого человека, — убеждали френологи, ратовавшие за отмену рабства.

Основные отличия мужского и женского черепа

Многовековая эволюция практически стерла различия между особенностями строения головы мужчины и женщины. Чтобы правильно определить пол, судмедэкспертам приходится делать сравнительные тесты, изучать структуру костной ткани.

Среди неоспоримых доказательств гендерного различия:

  • пластины костей у представителей сильного пола более крепкие, утолщенные;
  • лучше выражены надбровные дуги, поверхность черепа имеет более сложный рельеф, бугристость;
  • заметно выделяется затылочный выступ сзади;
  • нижняя часть черепа у женщин более изящная, челюсть небольшая;
  • у девушек наблюдается увеличенный объем пространства вокруг головного мозга.

При внешнем осмотре картинки или рентгеновского снимка череп мужчины имеет более прямой угол ветви нижней челюсти. У сильного пола лучше развит лицевой отдел, поэтому чаще выделяются скулы, подбородок более массивный, придает образу уверенность.

До психоанализа и Фрейда

Своего пика увлечение френологией среди викторианского сообщества достигло во второй половине 19 века. Отсылки к этой науке встречались в массовой культуре, например, в театральных представлениях, в шоу мюзик-холлов и прочих развлекательных мероприятиях. На выставке 1851-го года в Гайд-парке каждый посетитель мог приобрести карманного размера бюст из коллекции френолога Уильяма Балли. Сначала он выпустил серию полноразмерных бюстов, в точности повторяющих строение головы известных людей, а затем изготовил их реплики в миниатюре. В эту коллекцию входили «черепа» как прославленных художников, именитых поэтов, философ и ученых, вроде Аристотеля, так и хорошо известных современникам преступников.
Ажиотаж вокруг френологии сошел на нет уже в 20-м веке. На смену науке о строении черепа пришли психология и психоанализ. Изучение не внешних признаков, но внутреннего, душевного состояния. В каком-то смысле френология стала подготовительным этапом, сделавшим приход психоанализа возможным.

Строение черепа как психологическая карта

Основателем френологии был австрийский врач и анатом Франц Галль. Именно он впервые предположил, что строение черепа фактически повторяет форму самого мозга, а, значит, по впадинкам и возвышениям головы можно судить о том, какие доли развиты больше других и, соответственно, вычислить характер и наклонности изучаемого объекта. Название новой науки сложилось из «френ», что на греческом означает разум и «логос», то есть учение или знание. Галль разделил мозг на несколько отделов, каждый из которых отвечал за умственные способности, темперамент, эмоции и управление телом.
Австрийский ученый проложил дорогу последователям, расширившим и углубившим его теорию. Френологи разработали так называемую «карту мозга», поделив его на множество частей (их количество в разных источниках варьируется от 20 до 46), формировавших 4 подгруппы. Первая, расположенная в передней части черепной коробки, отвечала за интеллект; вторая, в задней части, — за социальные и бытовые навыки; третья, в верхней части, — за моральные качества и религиозное чувство; четвертая, боковая (с обеих сторон), — за животные наклонности. Таким образом, прощупав череп в каждой из этих зон, френолог мог предоставить заключение о том, какие порывы, пристрастия, таланты и пороки присущи данному конкретному индивиду.

Определение наклонностей по форме черепа. (cdn.britannica.com)

Не все научное сообщество относилось к френологии серьезно, но эта теория имела немало именитых последователей. Определенную поддержку удалось получить от творческой интеллигенции, например, от писателей, но наиболее авторитетными выглядели слова одобрения со стороны таких фигур, как Томас Эдисон или профессор Альфред Уоллес, ученый, чьи труды послужили опорой Дарвину.

Влияет ли форма и размер на умственные способности человека

Врожденные деформации черепа обычно приводят к задержке умственного развития

Одной из распространенных теорий является прямая зависимость размера головы и интеллектуальных способностей человека. В течение последних 50 лет не прекращаются научные исследования, которые должны подтвердить догадки физиономистов. Изучая особенности строения черепа у людей с разным уровнем IQ, профессоров, музыкантов, писателей.

Основные предположения:

  • Узкая лобная кость чаще принадлежит человеку упорному, трудолюбивому, который способен достичь высоких результатов тяжелым трудом.
  • Выпуклый лоб с выраженными буграми и надбровными дугами может отличать человека дальновидного, самоуверенного, хорошего друга и руководителя.
  • Плоский лоб встречается у людей остроумных, писателей, фантастов, военных начальников и лидеров политических организаций.
  • При наличии на лобной кости продольной впадины, физиономисты предполагают эгоистичную натуру, алчность, пристрастие к азартным играм.

Презентация на тему: » Краниометрия ( греч., от kranion череп, и metrio меряю ) раздел медицины, занимающийся определением различий в размерах и форме черепа.» — Транскрипт:

2

Краниометрия ( греч., от kranion череп, и metrio меряю ) раздел медицины, занимающийся определением различий в размерах и форме черепа.

3

Череп представляет собой комплекс костей, которые прочно соединены швами.

5

Череп служит опорой и защитой находящимся в нём органам. В полостях черепа расположены … головной мозг, органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и начальные отделы пищеварительной и дыхательной систем.

6

Череп подразделяется на два отдела : мозговой и лицевой. Мозговой череп предназначен для … защиты головного мозга. Он делится на … свод ( крышу ) и основание.

7

Наружная поверхность свода черепа имеет выпуклости и возвышения. Его внутренняя поверхность неровная из — за прилегания головного мозга, артерий и синусов твёрдой мозговой оболочки.

8

синусы мозговой оболочки 1. Верхний стреловидный синус 2. Нижний стреловидный синус 3. Верхний каменистый синус 4. Межпещеристые синусы 5. Клиновидно — теменной синус 6. Пещеристый синус 7. Внутренняя яремная вена 8. Нижний каменистый синус 9. Верхний каменистый синус 10. Сигмовидный синус 11. Поперечный синус 12. Синусный сток 13. Прямой синус 14. Затылочный синус 15. Синус ската

9

Кости лицевого черепа служат опорой для мягких тканей и определяют форму лица. Они формируют стенки глазницы, полости носа, околоносовых пазух, полости рта.

10

На костях лицевого черепа имеются утолщения компактного вещества – контрфорсы. Они обеспечивают механическую прочность костей. Благодаря им ослабляется сила сотрясений и механических толчков, которые череп испытывает при ходьбе, беге, прыжках.

11

По контрфорсам передаётся сила жевательного давления на соседние кости черепа. Между контрфорсами располагаются более тонкие костные образования, называемые слабыми местами. В этих участках черепа чаще бывают переломы.

12

измерение тонуса правой жевательной мышцы тонометром

13

В строении черепа имеются … индивидуальные, возрастные и половые различия.

14

У новорождённого размер мозгового черепа преобладает над размером … лицевого : отсутствуют зубы, не развиты воздухоносные пазухи костей черепа.

15

Другой особенностью черепа новорождённого являются роднички. Благодаря родничкам форма и размеры черепа новорождённого могут изменяться во время родов. К старости швы окостеневают, череп становится лёгким и хрупким.

16

сравните черепа новорождённых и взрослых

17

Женский череп обычно меньше мужского, а его рельеф более гладкий.

18

различия в формах мужского и женского черепов

обратите внимание на области, помеченные буквами

19

Мужской черепЖенский череп ёмкость больше на 10% поверхность менее гладкая надбровные дуги развиты сильнее лоб более покатый темя более округлое … лоб имеет более вентральное направление темя более плоское

20

Эти различия незначительны, поэтому иногда трудно отличить мужской череп от женского. В то же время некоторые отличия имеются. У мужского черепа лучше видны бугристости, сильнее выступают затылок, надбровные дуги. Глазницы имеют большую величину, околоносовые пазухи выражены сильнее. Кости обычно несколько толще, чем у женского черепа. Больше продольный и вертикальный размеры. Мужской череп вместительнее, чем женский. Эту разницу можно объяснить тем, что женщины имеют меньшие размеры тела.

21

Каждый череп имеет индивидуальные особенности. Череп в целом имеет определённую форму, величину, отношение величины лицевого отдела к мозговому, степень развития надбровных дуг и т. д.

22

Индивидуальные особенности строения черепа характеризуются рядом показателей : черепным индексом, лицевым показателем, лицевым углом и др.

23

черепной индекс (- отношение поперечного диаметра черепа к продольному, умноженное на 100)

24

лицевой угол

25

неандерталец Тутанхамон

26

остров Пасхи

27

каменные головы ольмеков

28

Раздел медицины, занимающийся определением различий в размерах и форме черепа, называется краниометрией.

29

Учёные различают 3 основные формы черепной коробки в соответствии с процентным отношением её поперечного диаметра к продольному : 1)короткую – брахикранную ( черепной указатель выше 80); 2) среднюю – мезокранную (79-76); 3) длинную – долихокранную ( ниже 75).

30

1 — поперечный диаметр 2 — продольный диаметр

31

поперечный диаметр

32

брахикранное строение черепа

33

долихокранное строение черепа

35

Умственные способности человека … не зависят от формы и размеров черепа.

36

Например, окружность головы, которая может варьировать от 53 см до 61 см, у ряда гениальных людей была весьма небольшой (55 см), а у великого поэта Данте даже 54 см.

Расовые особенности черепа человека

При изучении анатомии людей разной расовой принадлежности специалисты выявили характерные признаки принадлежности к определенному народу. У европейцев голова немного вытянута кверху, лицо открытое и широкое, вертикальный лоб. Глазницы имеют четкую форму, посажены неглубоко. В большинстве случаев переход от лобной кости к носовой полости сглажен.

Более выразительные черты у представителей негроидной расы:

  • лицевые кости широкие и плоские;
  • основание носа имеет крупную спинку, слегка расплющено по лицу;
  • глазницы маленькие;
  • не выразительные надбровные дуги;
  • удлиненная форма черепа в затылочной части.

У негроидной расы профиль имеет четкий переход в области корня носа, заметны крупные скуловые кости.

Монголоидный тип формировался в тропической местности. Причиной плоского лица и брахицефального строения черепа ученые считают влияние климата и солнца. Череп крупный с широкими костями, нижняя челюсть четко выделяется, иногда выдается вперед. Лоб открытый, но практические не сформированы надбровные дуги, переход к носу мягкий, покатый.

Периоды роста и изменения

Череп ребенка растет неравномерно, что позволяет врачам определить примерный возраст по внешним признакам. Наиболее активный рост наблюдается до 7 лет. Диаметр быстро увеличивается, формируется широкая нижняя челюсть, выделяются скуловые кости. К концу первого периода параметры практически сравниваются с размерами родителей.

Второй период замедленного и равномерного роста – школьный до 13 лет. Ребенок активно учится, познает окружающий мир. Растет головной мозг, поэтому увеличивается объем коробки, но форма остается прежней. Исчезают младенческие черты, ямочки, швы незаметны на скальпе.

Третий период совпадает с резкой активностью половых гормонов. Становится заметна разница между мужскими и женскими чертами, появляется волевой рельеф у юношей, мягкость линий у девушек. У молодых людей лицевые кости могут слегка вытягиваться, мышцы формируют желваки. К 25 годам полностью зарастают сосцевидно-затылочный, сагиттальный и венечный швы.

Специалисты выделяют четвертый период изменения черепной коробки. После 55−60 лет человек лишается части зубов, уменьшается размер волокон жевательных мышц. Это провоцирует необратимое проседание костной ткани. Снижение гормональной активности приводит к остеопорозу, уменьшению прочности костей лица. Форма головы может незначительно меняться из-за атрофии некоторых мышц.

Возрастные особенности развития и строения черепа

Мужской и женский череп

Голова новорожденного ребенка после родов может быть вытянутой формы, иметь плоские или выпуклые участки. Такая особенность связана с нахождением на верхней части черепа родничков – открытых участков, которые создают подвижность при прохождении через родовые пути матери. В течение нескольких недель очертания меняются, приобретают привычные округлости.

По мере укрепления костной ткани роднички твердеют, превращаются в прочные швы. Они соединяют несколько крупных костей, формируют свод черепной коробки. Полное окостенение наблюдается в 1−2 года. Голова увеличивается в диаметре гармонично, выравниваются пропорции относительно тела ребенка.

Основные отличия черепа новорожденного и взрослого человека:

  • Лицевая часть широкая и плоская, что делает малышей похожими между собой. По мере роста проявляются характерные черты, скулы, глазницы становятся более четкими.
  • Соотношение мозговой и лицевой части не превышает 1:8. При взрослении пропорции становятся 1:2 к 20 годам.
  • Нижняя челюсть начинает развиваться после первого года жизни при активном жевании и артикуляции при разговоре.
  • На верхней части и между крупными костями череп новорожденного соединяет хрящевая ткань. К 7 годам она полностью заменяется костной, слуховое отверстие сужается, что снижает риск отитов и воспалений у детей.
  • У малышей носовая полость укорочена, отличается небольшим по объему пространством для воздуха. Поэтому до подросткового возраста они часто болеют ринитами, воспалением носоглотки, тяжелее переносят ОРВИ.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона красоты и здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: