Как замедлить возрастные изменения мозга?

Клетки головного и спинного мозга

Головной и спинной мозг состоят из клеток, чьи названия и характеристики определяются их функциями. Клетки, характерные только для нервной системы, – это нейроныи нейроглия.

Нейроны это «рабочие лошадки» нервной системы. Они посылают и принимают сигналы от головного мозга и к нему через сеть взаимосвязей, столь многочисленных и сложных, что их совершенно невозможно подсчитать или составить их полную схему. В лучшем случае можно приблизительно сказать, что в мозгу находятся сотни миллиардов нейронов и во много раз больше связей между ними.

К опухолям головного мозга, возникающим из нейронов или их предшественников, относятся эмбриональные опухоли (ранее их называли примитивные нейроэктодермальные опухоли — ПНЭО), такие как медуллобластомы и пинеобластомы.

Мозговые клетки второго типа носят название нейроглии. В буквальном смысле это слово означает «клей, скрепляющий нервы» – таким образом, уже из самого названия видна вспомогательная роль этих клеток. Другая часть нейроглии содействует работе нейронов, окружая их, питая и удаляя продукты их распада. Нейроглиальных клеток в головном мозге гораздо больше, чем нейронов, и более половины опухолей головного мозга развивается именно из нейроглии.

Опухоли, возникающие из нейроглиальных (глиальных) клеток, в общем случае называют глиомами. Однако в зависимости от конкретного типа глиальных клеток, вовлеченных в опухоль, она может иметь то или иное специфическое название. Самые распространeнные глиальные опухоли у детей – мозжечковые и полушарные астроцитомы, глиомы ствола мозга, глиомы зрительныйх путей, эпендимомы и ганглиоглиомы. Виды опухолей подробнее описаны в этой статье.

Общие сведения о межполушарной асимметрии головного мозга

Термин «межполушарная асимметрия» применяется как разделение функций мозговых процессов (восприятие, анализ, продуцирование информации) между левой и правой половинами мозга. Исследования говорят и об анатомической разнице в размерах и морфологии половин этого органа.

В 1836 году М. Дакс обнародовал наблюдения над пациентами с частичным поражением в левой области. В частности, у таких больных было нарушение речи (афазия) — симптом, которого не было у людей с повреждением головного мозга в аналогичной (зеркальной) зоне правого части.

Наблюдения позволили сделать вывод о латерации — распределении психических процессов между левым и правым полушариями.

Для исследования мозговой латерации применялось:

  1. Наблюдение на больными с поражением участков мозга вследствие травмы, опухоли, паразитарной кисты.
  2. Рассечение мозолистого тела, служащего проводником между частями мозга.
  3. Специфические исследования с измерением электрических импульсов того или иного участка мозга при решении определенной задачи.

Было установлено, что полушарие контролирует сенсорику противоположной части тела: правое — левую сторону, левое — правую. Так, действием правой руки управляет левое, и наоборот.

Данный факт позволяет проводить психологические тесты, позволяющие определять долю участия каждого полушария (доминантность) у конкретного индивидуума. Так, у 90% людей доминантным является левое, так как большинство людей правши. Для более объективной картины применяются тесты:

  1. Сенсорные — предлагается совершить действие, например, развязать узел или сложить руки на груди. Во время исполнения испытуемый увереннее манипулирует правой рукой.
  2. Зрительные — тест определяет ведущий глаз.
  3. Слуховые — испытание для определения восприятия звуков.

Совокупность результатов такого исследования позволяет отнести индивидуума к одной из пяти групп:

  • правши;
  • праворукие;
  • левши;
  • леворукие;
  • амбидекстры.

У последних доминантность — свойство межполушарной симметрии — отсутствует. Такие люди одинаково владеют обеими руками, однако этот феномен встречается редко.

Что приводит к развитию непропорциональной макроцефалии?

К формированию аномальной макроцефалии приводят такие патологические состояния:

  • мегалэнцефалия (увеличение головного мозга);
  • гидроцефалия (избыточное количество спинномозговой жидкости в структурах головного мозга);
  • краниальный гиперостоз (избыточный рост костей черепа).

Эти патологии могут быть следствием генетических аномалий, нарушений внутриутробного развития, проблем со здоровьем ребенка уже после его рождения.

В педиатрической практике макроцефалия чаще обусловлена гидроцефалией либо рахитом. Крайне редко встречается наследственная форма непропорциональной макроцефалии (так называемая «семейная» форма). Она имеет аутосомно-доминантный тип передачи и характеризуется доброкачественным течением.

При рахите плоские кости черепной коробки истончены из-за остеопороза, в результате чего развивается макроцефалия.

Гидроцефалия проявляется внутричерепной гипертензией, при которой желудочки мозга переполняются излишней спинномозговой жидкостью и расширяются. Как результат, увеличиваются объемы мозга и всей головы. Гидроцефалия развивается вследствие:

  • новообразований головного мозга;
  • внутричерепных гематом;
  • травм, полученных при родах;
  • внутриутробного инфицирования плода;
  • врожденных аномалий развития структур мозга и кровоснабжающих его сосудов.

Вероятность развития непропорциональной макроцефалии возрастает, если у ребенка есть патологические состояния, которые вызывают отек головного мозга (лизосомные болезни накопления, менингиты, сепсис и т.д.).

Отдельно выделяется так называемая истинная макроцефалия, происхождение которой достоверно неизвестно. Этот врожденный синдром встречается крайне редко.

Как диагностировать макроцефалию?

Выявить макроцефалию до рождения малыша можно во время проведения планового пренатального УЗИ плода, которое проводится в конце II либо в начале III триместра.

У детей до года увеличение размеров головы обнаруживается педиатром во время планового осмотра. Для детальной диагностики врачу необходимо собрать анамнестические сведения о трех поколениях семьи, оценить уровень развития ребенка и неврологический статус. Он обязан осмотреть малыша на наличие поражения кожных покровов, асимметрии конечностей, признаков повышенного внутричерепного давления и рахита.

При измерении окружности головы грудничка учитывается ее несоответствие нормальному диапазону по таким критериям:

  • пол ребенка;
  • его возраст;
  • этническая группа в регионе проживания.

Так как увеличение головы может носить наследственный характер, педиатр должен учесть размеры и форму черепа родителей, бабушек и дедушек малыша.
В целях обнаружения причин макроцефалии применяются дополнительные лабораторные и инструментальные методы диагностики;

  • магнитно-резонансная и компьютерная томография мозга помогают выявить опухоли, аномальное развитие его структур и другие причины, с которыми связано нарушение оттока жидкости из желудочков;
  • нейросонография менее эффективна для диагностики, но ее проведение обязательно для детей грудного возраста;
  • лабораторные исследования используются в случаях, если предполагаемыми причинами макроцефалии являются лизосомные болезни накопления и инфекции.

Отличие инсульта от микроинсульта

Признаки инсульта и микроинсульта объединяет то, что они вызваны нарушением кровоснабжения сосудов головного мозга. Микроинсульт не предвестник инсульта. Нередко они случаются параллельно. 

На этом общие черты заканчиваются и можно говорить об отличиях:

Если инсульт случается при повреждении больших мозговых сосудов, то при микроинсульте затрагиваются мелкие сосуды и капилляры.
Первые признаки микроинсульта больной не всегда в состоянии заметить

Повреждённые капилляры и небольшие сосуды не играют важного значения в кровоснабжении мозга, поэтому заболевание проявляется не ярко, и симптомы не вызывают тревоги.
С момента наступления мини-инсульта регенерация клеток запускается уже через 6 часов, поэтому велика вероятность, что болезнь пройдёт незамеченной. При обширном инсульте человеку так плохо, что он может испытывать судороги, терять сознание, кричать от боли.

Что это и когда появляются

Возрастные изменения головного мозга — это постепенное снижение умственных показателей из-за нарушений структуры нервных клеток, межклеточных связей и снижения объема серого вещества. Изменения возникают на всех уровнях: от тканей до молекул и начинают формироваться в возрасте до 20–25 лет. В молодости это незаметно: они компенсируются пластичностью мозга и его высокой способностью к самовосстановлению.

Со временем возрастные изменения более заметны: люди хуже запоминают, им труднее сконцентрироваться, они медленнее учатся и чаще совершают ошибки в повседневных делах. Но это не значит, что на когнитивных функциях можно ставить крест. Например, результаты исследований говорят о том, что в зрелом возрасте люди выполняют тест на вербальные способности и пространственное мышление лучше, чем молодые.

Возрастные изменения происходят у всех, независимо от пола и социального статуса. Однако образование и род деятельности все же влияют.

Возрастные изменения, а проще говоря, старение мозга — это такой же нормальный процесс как поседение волос, уменьшение объема мышц, снижение остроты зрения, слуха и эластичности кожи. Их не следует путать с нарушениями работы мозга — заболеваниями нервной системы, которые приводят к снижению интеллекта преимущественно у пожилых людей — болезнью Альцгеймера, болезнью Пика или деменцию с тельцами Леви.

Симптомы заболеваний головного мозга

К самым распространенным заболеваниям головного мозга относятся атеросклероз, инсульт, опухоль, аневризма сосудов, болезнь Альцгеймера. По статистике, до 85% людей имеют предрасположенность к развитию заболеваний, связанных с кровоснабжением мозга. Такие данные являются следствием нездорового образа жизни современного человека. Опасность заболеваний головного мозга – в их бессимптомности. То есть, долгое время они никак не дают о себе знать.

К общим симптомам болезней головного мозга относятся:

  • частая головная боль, которая не проходит даже после приема лекарственных средств;
  • ухудшение памяти;
  • постоянная усталость;
  • обмороки;
  • судороги;
  • лихорадка (температура тела может доходить до 40 градусов);
  • похудение, доходящее до истощенности.

Специфические симптомы атеросклероза:

  • Шум в ушах. Он возникает, когда холестериновая бляшка перекрыла кровоток в артерии на 60%.
  • Снижение эрекции. Если у мужчины моложе 50 лет есть снижение эрекции, то у такого пациента риск умереть от инфаркта миокарда во много раз выше, чем у такого же человека с нормальной эректильной функцией.
  • Холод в конечностях. Сосуды становятся более жесткими и по ним хуже течет кровь.

Специфические симптомы инсульта:

  • Онемение лица, конечностей.
  • Двоение в глазах.
  • Трудность в передвижении.

Каждая третья смерть в России связана с этой патологией.

Инсульт бывает:

  • Ишемический. Связан с закупоркой артерий, прекращением хода кровотока к мозгу и некроза его ткани. Причиной появления является закупорка сосудов, ведущих к мозгу в связи с атеросклеротической бляшкой. Вторая причина – это возникновение в сердце тромба, когда оно неправильно работает (например, во время аритмии). Как следствие, тромб «бежит» в мозговые сосуды, вызывая тромбоз.
  • Неврологический. Связан с кровоизлиянием и образованием гематомы внутри черепа. Возникает из-за повышенного артериального давления, когда на его пике разрывается маленький сосуд внутри мозга, и появляется гематома.

Существуют признаки инсульта, вовремя распознав которые можно спасти жизнь. Для легкого запоминания их можно сложить в слово «УДАР»:

  • Улыбка. Если человек не может улыбнуться, и у него опущен один из уголков рта.
  • Движение. Человек не может двигать сразу двумя руками или ногами.
  • Артикуляция. Человек не может что-то внятно сказать, даже своё имя.
  • Решение. Чтобы спасти человека, следует отвезти его в больницу и провести необходимые обследования в течении 1-2 часов.

Специфические симптомы болезни Альцгеймера:

  • Избегание контакта с людьми.
  • Потерянность в пространстве.
  • Снижение эмоциональности и интереса к жизни.
  • Галлюцинации.

Болезнь Альцгеймера – это форма слабоумия, которая возникает у пожилых людей. Чаще всего обнаруживается у пациентов, перешедших порог в 65 лет. На данный момент является неизлечимым.

Специфические симптомы опухоли головного мозга:

  • головная боль не проходит в течении двух недель-месяца;
  • головная боль сопровождается рвотой, нарушением слуха, координации;
  • двигательные персеверации (невозможность перестать выполнять действие);
  • прогрессирует невнимательность, забывчивость.

Опухоли мозга делятся на доброкачественную, злокачественную и метастазы. В случае с доброкачественной заболевание развивается постепенно, медленно и мягко на протяжении нескольких лет.

Виды опухолей головного мозга:

  1. Внутримозговые. Наиболее частой и агрессивной формой является глиобластома. Победить её практически невозможно. Опухоль прорастает сквозь здоровые ткани и не поддается локализации.

  2. Внемозговые. Растут на основании или на поверхности черепа.

  3. Метастазы – это вторичные опухоли головного мозга. Клетки основного рака проникают по току крови в головной мозг и вызывают рост метастазы.

Записаться на консультацию

Головной мозг новорожденного, детей, ребенка, человека: строение, анатомия

Головной мозг новорожденного младенца короче и шире, чем у детей школьного возраста и взрослого человека. Он лишен всех третичных и ряда вторичных борозд. К концу первого года жизни ребенка головной мозг увеличивается в 2 – 2,6 раза. К 3 годам – увеличивается в 3 раза. Масса головного мозга от рождения до взрослого периода развития увеличивается в 4 раза, а масса тела – в 21 раз.

Масса правого полушария чаще всего больше массы левого полушария. После рождения наиболее интенсивно развиваются теменные и лобные доли. И из-за этого изменяется общая конфигурация головного мозга. В отличие от мозга взрослого человека у новорожденного нейроны различных слоев располагаются тесно рядом друг с другом, из-за этого радиальная исчерченность коры может отсутствовать. Единичные нейроны могут располагаться в субкортикальном белом веществе. В черной субстанции стволовых отделов головного мозга нейроны еще не имеют пигмента меланина, который появляется обычно к 3 – 4 годам. До 3 – 6 месяцев внеутробной жизни в коре мозжечка сохраняется наружный эмбриональный слой, который имеет название «слой Оберштейнера». Слой Оберштейнера состоит из медуллобластов и спонгиобластов. Поверхность нижних олив продолговатого мозга плода гладкая. После рождения ребенка оливы приобретают возвышения и затем заметно увеличиваются с возрастом. Практически постоянно у новорожденных в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы боковых желудочков обнаруживаются незрелые клеточные элементы, наличие которых ошибочно напоминает проявления Вирховского локального энцефалита. Незрелые клетки располагаются в субэпендимальном слое диффузно или в виде отдельных очагов. Иногда они прослеживаются вдоль кровеносных сосудов на значительном протяжении белого вещества. К 3 – 6 месяцам жизни ребенка эти клетки постепенно исчезают. Наличие в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы большого количества незрелых клеток является дополнительным морфологическим признаком недоношенности плода.

Как замедлить возрастные изменения

Есть два способа: изменять образ жизни и обучаться. Исследования показывают, что у людей с ожирением и привычкой регулярно есть сахар и пить сладкие газированные напитки старение мозга наступает на 10 лет раньше. Чтобы его отсрочить, следует скорректировать образ жизни — привести массу тела в норму и снизить суточное потребление сахара.

Исследователи утверждают, что старение мозга у людей наступает медленнее, если они:

  • регулярно занимаются физической активностью: бегают, играют в футбол, плавают, упражняются в тренажерном зале
  • постоянно нагружают себя интеллектуальной деятельностью: читают книги, решают головоломки, пишут стихи, изучают иностранные языки
  • социально активны: посещают музеи, регулярно общаются с друзьями и родственниками, путешествуют
  • обладают навыками управления стрессом
  • придерживаются здорового питания
  • спят не менее 7-8 часов в сутки.

Ежедневная физическая активность в виде аэробных и силовых упражнений продолжительностью 45 минут повышает умственные способности у людей старше 50 лет. В то же время результаты других исследований сообщают, что у людей старше 50 лет, которые не занимаются физическими нагрузками, пятилетнее старение мозга сопоставимо с десятилетним.

Возрастные изменения мозга замедляет игра на музыкальных инструментах. Исследования показывают, что игра на инструменте или обучение на нем повышает активность нейронов — это компенсирует физиологическое старение нервных тканей. Ограничений в выборе музыкального инструмента нет: это может быть скрипка, губная гармоника, банджо или электрогитара.

Средиземноморская диета признана наиболее здоровой и полезной для нервной системы и сердечно-сосудистой системы. Один из главных факторов — рацион питания, содержащий омега-3 и омега-6 жирные кислоты. Подробно о них мы уже рассказывали. Также исследования сообщают, что у людей, добавляющих в рацион капусту, шпинат, яйца и авокадо, старение мозга наступает медленнее.

Как проявляется старение мозга

В зрелом возрасте защитные механизмы уже не успевают исправлять сбои в нервных клетках, поэтому после 30–35 лет появляются первые признаки возрастных изменений — снижается объем оперативной памяти, которая отвечает за запоминание актуальных действий и событий. Например, человек может забыть, где оставил припаркованную машину, купить некоторые продукты из списка покупок или что делал сегодня утром.

Старение мозга означает, что у пожилых людей замедляются когнитивные процессы. Но это замедление некритическое — здоровые пожилые люди без нервных и психических болезней тоже запоминают номера телефонов, номерные знаки или место, где оставили ключи от двери, но для восстановление событий из памяти им нужно больше времени, чем молодым.

С возрастом у пожилых уменьшается объем накопленных знаний, начинают пропадать события из автобиографической памяти. При этом процедурная память, которая отвечает за хранение информации о навыках, практически не нарушается. Например, если юноша когда-то научился ездить на велосипеде или водить машину, то в пожилом возрасте он не забудет, как управлять транспортом, но может забыть, по какой дороге добирался в училище, как звали первого начальника на работе или как называется столица Германии. То же касается мышечной памяти: навыки, например, игра на музыкальном инструменте или умение танцевать, закрепляются практически до конца жизни.

У пожилых людей снижается концентрация внимания. С возрастом становится все труднее сконцентрироваться на задаче или сосредоточиться на разговоре в шумном месте. Также снижается способность к разделению внимания. Если в молодости возможно одновременно готовить ужин и внимательно слушать играющее на фоне радио, то в пожилом возрасте это сделать уже труднее — нужно больше сил, чтобы выполнять несколько дел одновременно.

Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:

Вакцинация против менингококковой инфекции (Менактра, США)

  • Стоимость: 6000 руб.
  • Продолжительность: 30 — 40 минут

Подробнее

  • интенсивный рост — около 4-7 см в год;
  • интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
  • рост длинных трубчатых костей рук и ног;
  • интенсивный рост в высоту позвонков;
  • быстрое развитие мышечной системы;
  • формирование всех функциональных систем;
  • улучшение координации и силовых способностей.

Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Рождение крупного ребенка: возможны ли осложнения?

Если крупный ребенок рождается при наследственной предрасположенности у здоровых родителей с высоким ростом и пропорциональным сложением, обычно это происходит своевременно и без патологий.

С чем может столкнуться женщина, вынашивающая крупный плод?

  • Околоплодные воды изливаются преждевременно. Это может произойти до начала родов или до открытия шейки матки. Из-за высокого стояния головки плода воды уже не разграничиваются на передние и задние. Несвоевременное излитие вод способно спровоцировать выпадение петли пуповины, а это опасно для жизни ребенка.
  • Слабая родовая деятельность. Если сокращения матки не скоординированы, схватки становятся короткими либо редкими, поэтому матка медлит раскрываться. Поэтому ребенку становится труднее продвигаться по родовым каналам.
  • Недостаток кислорода у плода (гипоксия) может возникнуть из-за слишком долгих родов или по причине инфицирования (из-за того, что плод долго находится в безводном пространстве).
  • Дистоция плечиков у новорожденного — это затруднение при рождении плечевого пояса. Обычно проблема возникает у женщин с клинически узким тазом, размер которого не соответствует размерам плечиков плода. Во время родов голова ребенка нормально продвигает по родовым путям, а вот плечики в них застревают. При высвобождении акушером плечевого пояса могут произойти серьезные травмы — в ключице, плечах или шейном отделе позвоночника малыша.
  • Проведение кесарева сечения. При осложненных родах женщине обычно проводят кесарево сечение. Это наиболее вероятно при клинически узком тазе, если родовая деятельность протекает слабо или наблюдается тазовое предлежание у крупного плода, или у женщины присутствует рубец на матке, или если беременная уже в возрасте и перенашивает плод.
  • Амниотомия (вскрытие плодного пузыря) обычно проводится, чтобы простимулировать вялую родовую деятельность.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона красоты и здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: