Сюжетно-ролевые игры для девочек: семья (дочки-матери)

Во что можно играть с куклами?

Маленькая хозяйка кукольного дома, играя, может повторять все, что она наблюдает в своей семье.

Это может быть:

  • Прием гостей
  • Стирка и готовка еды
  • Уход за детьми и игры с ними
  • Укладывание кукол в кроватки спать
  • Прогулки с домашними животными

Конечно, для этого можно купить кукольный дом, в котором уже собрана семья из мамы, папы, малышей и домашних животных. В наборе могут быть кроватки и постельные принадлежности, кухня и кухонная посуда.

Большой дом для кукол

Собрать такие домики из отдельных предметов сложнее, но дешевле, если мебель для кукольного дома своими руками вы сделаете вместе с малышом. Постельки для кукол можно сшить, а можно просто нарезать лоскуты, которые будут покрывалами и простынями.

Куклы для девочек дошкольного возраста

Игра в дом для маленьких детей начинается с того, что малыш видит в доме своих родителей. Он наблюдает за их поведением и воссоздает такую модель в игре с куклами. Если мама и папа создали уют и атмосферу любви и покоя в своем доме, то точно такую же модель ребенок построит и кукольном доме.

Иногда родители думают, что дорогие готовые кукольные домики вполне удовлетворяют запросы ребенка. И это правильное мнение так как производители игрушек предлагают в комплекте к таким домикам мебель, посуду и бытовую кукольную технику, цветы и клумбы, машины и качели, и многое другое.

Кукольный двухэтажный дом

Но, бывает, что незатейливый кукольный дом из картонного ящика ребенку более интересен, чем покупной.

Дом для игры из картона

Если в детской комнате уже есть кукольный домик, то заполнить его жителями и выбрать игрушки в магазине можно разрешить самому ребенку. Не особо обязательно подбирать одинаковые игрушки. Игра может быть интереснее, если в кукольном доме живут маленькие и большие, мягкие и твердые игрушки одновременно.

Как играть в куклы

Кукла в корзинке для новорожденных

Играя в семью, не обязательно выбирать куклы. Семья из кукольных медведей не менее симпатична, чем семья из кукол в виде людей.

Семья из кукольных медведей

Часто дети выбирают для игры персонажей из любимых мультфильмов.

Куколки LOL

Куклы из мультфильмов, которые дети смотрят каждый день, порадуют малышей.

Кукла Маша

Семья кукольных зайцев тоже понравится малышам.

Зайцы куклы

Если в кукольном домике сделать освещение, то он наполнится уютом и будет смотреться совсем по-другому. Светодиоды на батарейках или гирлянда на батарейках вполне подойдут для этой цели. Такое освещение кукольного домика будет безопасным для малыша.

Освещение в кукольном домике

А так может выглядеть самодельный домик из картона с освещением. Если такой дом оклеить обоями, то он будет замечательной игрушкой для детей.

Домик из картона для кукол с освещением

Сексизм обыкновенный

Мир взрослых влияет на мир детей там, где вообще не должен влиять: проникает в игры с самой ужасной и неожиданной стороны. Как часто в детстве ты слышала фразы «Девочка не должна быть злой» или «Мальчик не должен плакать»? Если часто – поздравляем, ты стала жертвой бытового сексизма еще в детстве.

Мальчикам и девочкам с раннего детства начинают зачем-то объяснять, что такое женственное и мужественное, зачем-то разделяют детей на «слабых девочек» и «сильных мальчиков». Впоследствии можно заметить, что мальчики не берут девочек в свои игры, даже такие, в которые могут играть все.

Не стоит упрекать родителей, которые неправильно нас воспитывали, называя их сексистами и ругаясь с ними. Просто они так были воспитаны, у них были другие условия и другое окружение. Теперь же, когда все дискутируют на тему сексизма и гендерного равенства, можно наконец-то выдохнуть с облегчением и прекратить ломать детям психику.

Впрочем, до сих пор кукольные игры мальчиков вызывают у людей безудержный ужас. Вот что пишет пользовательница социальной сети:

Поучаствуй в нашем опросе и ответь, можно ли играть в куклы мальчикам.

Чему учит кукла и как она помогает ребенку?

Кукла – это не что иное, как маленькая модель человека, а потому, играя с ней, соотнося себя с похожим существом, которому можно подарить свой голос и чувства, ребенок получает важный опыт понимания своей природы, потребностей, желаний. Кукла учит таким базовым вещам, как эмпатия, умение общаться, забота и ответственность. Она развивает моторику и воображение. Но давайте по порядку.

Навыки общения и социализация

Не всегда у ребенка есть возможность общения с другим детьми, но, если в его распоряжении имеется кукла, он уже не одинок. Любимый пупсик – первый друг малыша, с которым можно разделить свои радости и горести, поговорить и поиграть, когда старшие заняты. С куклой ребенок отрабатывает умение вступать в диалог, озвучивать свои мысли, спорить и договариваться. А когда в игру вступают несколько участников, все они еще глубже погружаются в сложный мир диалогов и отношений, которые строятся на простых сюжетно-ролевых действиях.

Речь

В непосредственной связке с развитием навыков общения идет и становление речи ребенка. Проговаривая различные диалоги и отыгрывая сценки, он учится в максимально безопасной и комфортной для него обстановке использовать новые слова, обороты речи, строить предложения и правильно употреблять те или иные устойчивые фразы, свойственные его родному языку (или даже нескольким языкам).

Обучение базовым навыкам

Почти все малыши инсценируют в игре с куклами то, что происходит в их реальной жизни: кормление, переодевание, укладывание спать, приучение к туалету и другим правилам гигиены

Игра с куклой помогает ребенку закрепить новые навыки, проникнуться их важностью и необходимостью

Очень часто именно ролевые игры становятся ключом к принятию каких-то важных бытовых навыков, которые нужно освоить плавно и без насилия. Предложите малышу вместе поиграть в чистку зубов его любимой кукле или поучить ее есть самостоятельно, и вы увидите, что в следующий раз ваш ребенок и сам проще отнесется к делу, которое прежде могло вызывать волну отрицания.

Воображение

Полная эмоций и страстей драматическая игра помогает развивать воображение ребенка, ведь вместе со своей куклой он становится одновременно и актером, и режиссером множества невероятных историй, проживает те сценарии, которые не всегда возможны в реальной жизни. Искать пиратские клады, летать, примерять на себя разные профессии и придумывать самые невероятные локации – все это невозможно без применения фантазии, а кукла становится отличным пусковым механизмом.

Эмоциональное и психическое развитие

Заботясь о кукле, дети учатся заботиться и о настоящих людях. Когда малыш кормит с ложечки своего пупса, переодевает его, баюкает и катает в коляске, он не просто играет, но развивает в себе такие важные качества, как эмпатия, сочувствие, готовность быть рядом, умение любить и оказывать помощь. Если вы хотите, чтобы из вашего ребенка вырос внимательный и отзывчивый человек, обязательно поддерживайте его игры с куклами.

Психологическая помощь

Играя с куклами, ребенок не просто инсценирует разные события, он по-настоящему проживает их, зачастую сам себе оказывая грамотную психологическую помощь. В игре с любимой куклой маленький человек позволяет себе легко выпустить и высказать тяжелые эмоции, которые имеют на него слишком большое давление.

Так, например, во время адаптации к садику или после переезда на новое место взрослые часто видят в игре ребенка мотивы последних событий реальной жизни. Знайте: это не просто копирование, но настоящая психотерапия для младших членов семьи. Кстати, мы и сами можем помочь нашим детям в трудной ситуации, предложив им проиграть ее с куклами. Очень часто это позволяет увидеть такие проблемы, о которых взрослые могли даже не подозревать.

Мелкая моторика

Одеть и раздеть куклу – легкая задача для взрослого, но серьезный вызов для маленького ребенка. Тем не менее очень многие дети с раннего возраста любят переодевать кукол в разную одежду. И, надо признать, это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Главное, чтобы наряды были не слишком сложными, а ребенок мог справиться хотя бы с частью пуговок, рукавов и штанин, не испытав при этом чувства неудовлетворенности от малодоступной игровой функции.

«Кукла заболела»

Пожалуйтесь от имени куклы, расспросите о том, что у нее болит, пожалейте ее. Отвезите куклу на машине в больницу или вызовите по телефону врача. Послушайте сердце (трубочкой, ухом). Измерьте температуру (игрушечным градусником, палочкой). Сделайте укол (игрушечным шприцем, палочкой). Дайте таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина). Поставьте горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани) или банки (маленькие крышки от флаконов). Полечите кукле горло (смажьте палочкой с «мазью»). Полечите ушко (закапайте лекарство пипеткой или палочкой). Сделайте повязку кусочком бинта. Дайте кукле витамины (горошки или маленькие кусочки бумажки). Напоите ее горячим чаем с медом, уложите в кроватку, успокойте куклу, спойте ей песенку.

Не обязательно в течение одной игры выполнять все перечисленные действия. Их можно варьировать в ходе последующих игр.

С чего начать?

Начинать играть с малышом можно уже в конце первого года жизни. Первые игровые действия должны быть достаточно простыми и понятными ребенку. Если вы покажете ему, как поднести ложку ко рту куклы, причесать ее или походить ее ножками по полу, он, наверняка, охотно повторит ваше действие. Сначала он будет играть только с той куклой, с которой играли вы. Предлагайте ребенку переносить игровые действия на разные игрушки (например, кормить разных кукол, мишку, собачку). Со временем интерес малыша к игре увеличится, она станет более длительной и содержательной.

Очень важное правило: не превращайте игру в обучающее занятие. Старайтесь сами играть увлеченно, не диктуйте ребенку, что ему делать, а вовлекайте его в игру с помощью косвенных методов: обращайтесь к нему от имени куклы, отвечайте за нее, задавайте ей вопросы, предлагайте малышу присоединиться к игре, распределяйте с ним действия

Например, посадите куклу на стульчик и обратитесь к ней: «Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка. Давай я тебя покормлю кашкой». Кормите куклу и разговаривайте с ней так же, как вы разговариваете со своим сыном или дочкой. Одновременно с этим попросите малыша помочь покормить куклу. Например, скажите: «Мишенька, давай вместе покормим Лялю? Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем вот из этой чашечки». Постепенно вводите в игру новые персонажи и предметы (например, скажите: «Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке?»). Помните о том, что сюжетная игра предполагает взаимодействие между персонажами. Вместе с ребенком одушевляйте кукол и животных: придумайте для них имена, старайтесь вовлекать ребенка в разговор с куклами. Если он еще не умеет говорить, не беда — вы можете сами от его лица обращаться к кукле: «Ляля, Сашенька зовет тебя гулять, пойдем гулять?» Со временем малыш начнет повторять ваши слова, произносить собственные.

Постепенно расширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в игре. В этом возрасте ребенок часто «застревает» на одних и тех же действиях, например, может изо дня в день без конца причесывать или кормить куклу. Ваша задача — не прерывая игры, постараться разнообразить ее. Если вы видите, что игра малыша ограничивается одним лишь кормлением куклы, спросите у него: «Может быть, куколке пора спать? Где ее кроватка?» Тем самым вы подтолкнете ребенка к новым игровым действиям.

Играя вместе с малышом, старайтесь направлять игру таким образом, чтобы в ней отражалась последовательность реальных событий жизни ребенка. Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность. Их действия ситуативны и побуждаются теми предметами, которые попадаются им на глаза: увидел расческу — причесал куклу, увидел утюжок — начинает гладить все, что лежит на столе. Перед началом игры договаривайтесь с ребенком о том, как вы будете играть. Например: «Настенька, мне кажется, Ляля хочет спать. Давай искупаем ее в ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потом положим в кроватку». Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой договорились. Но при этом не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно следовал вашим указаниям.

На протяжении раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует как мама, врач или шофер. Такая игра получила название «роль в действии». Однако к концу раннего возраста малыш с помощью взрослых уже может сознательно наделять себя и партнера той или иной ролью, называть себя мамой, папой, тетей, а куклу — дочкой или сыночком. Помочь ребенку в этом можно разными способами. Например, с помощью комментариев: «Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла — дочка» или обратиться к сыну, который собирает кубики: «Максим, ты у нас строитель, строишь дом».

Другим приемом является принятие взрослым на себя роли, а также называние роли персонажа. Например, вы говорите: «Я мама, а это мой сыночек» или «Я доктор, а это больной» — и обращаетесь к кукле: «Сыночек, пора купаться» или «Больной, вам нужно сделать укол». Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. В этом случае вы называете себя «мамой», а ребенка — «дочкой» или «сыночком». Впоследствии ролями можно меняться

При этом важно выполнять не только соответствующие роли действия, но и комментировать их, придумывать диалоги, а также интонировать речь персонажей, например, строго обращаться к кукле от имени врача, хныкать или капризничать, как маленький ребенок

Как выбрать куклу

Модница 7 лет от роду фанатеет от моделей с аксессуарами, а если еще можно красить волосы, ногти, наносить макияж, прикреплять к прическе искусственные цветные пряди, то восторгу не будет предела. Однако такая подружка совершенно не понравится трехлетней малышке. Дело не во вкусе, а в возрастных особенностях.

Малыши до года

Малюткам все равно сколько стоит изделие, какому бренду принадлежит. Как любую другую вещь куклу оближут, полежат на ней. Она «придется ко двору», если приятно касаться, прижимать к себе. Лучше всего с такой задачей справляются мягконабивные модели.

Дети от года до трех лет

В ясельном возрасте малыши потихоньку начинают осваивать искусство игры. Маленькие игрушки детские пальчики ловко ухватят, а громоздкие могут даже напугать и травмировать. Двух-трехлеткам очень нравится брать «лялю» с собой в кроватку, поэтому нужно выбирать с закрывающимися глазками. Предпочтение стоит отдавать изделиям с мягким торсом, но виниловыми ручками, ножками и личиком.

Девочки 3-5 лет

Чудесный возраст, когда маленькая «мама» заботится о кукольной «дочке», кормит ее, купает, одевает, поет песенки, катает в коляске. Лучшие производители, зная детскую психологию, обязательно прикладывают «свидетельство о рождении» – почти настоящий «документ».

Принцессы 6-8 лет

Маленькие красавицы с удовольствием наряжаются и любят все чудесное. А еще они слушают сказки, смотрят мультфильмы. Неудивительно, что рано или поздно шести-восьмилетние особы просят у родителей купить героиню популярного мультсериала или фильма-сказки. Принцессы Дисней, феи, всевозможные зачарованные персонажи привлекают девочек в этом возрасте. Если у модели широкий функционал – ценится вдвойне. В лидерах – нестареющая Барби, благо, про нее тоже немало мультипликационных волшебных историй, нашедших отклик в детских сердцах. Компактный размер Барби позволяет брать ее с собой.

Барышни 8-10 лет

В это время появляются симпатии и забавная,на взгляд родителей, детская влюбленность. Восьми-десятилетним барышням, которые уже интересуются модой и серьезно относятся к своей внешности, по нраву модельные варианты. Также интересуют персонажи с историей. Принцессы, Барби, характерные героини из набравших популярность кинолент и мультфильмов – в приоритете.

С 5 лет девочки обожают все загадочное. Сюрприз – это радость. Поэтому очевидна популярность моделей в шарах, капсулах. Не распечатав упаковки не узнать, что спрятано внутри. Кукла-загадка остается одной из самых любимых игрушек. К тому же они яркие, с множеством аксессуаров, из них легко собирать коллекции.

Поделки из картона и картонных коробок

Готовые коробки, а также картон и плотная бумага станут хорошей основой для поделок, предназначенных куклам. С помощью этих материалов можно смастерить различные предметы для игры.

Чаще всего это мебель и различные крупные предметы быта. Чтобы определиться, достаточно посмотреть вокруг себя. Все, что имеет чёткую квадратную или прямоугольную форму, а также не требует нагрузки во время игры станет подходящим решением.

Для работы используют материалы, безопасные для детских игр.

Ноутбук

Представить современные детские игры без придуманной цифровой техники невозможно. Дети, глядя на родителей, вводят в свой игровой обиход мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки. Эту технику несложно смастерить из плотной бумаги или картона.

Для этого можно воспользоваться готовой схемой, которую достаточно распечатать на листе картона или плотной бумаги:

  • Остаётся вырезать очертания, выполнить необходимые сгибы, склеить детали в нужных местах.
  • Если для печати использовался цветной принтер, то никаких действий больше не потребуется. Полученный предмет сразу готов к игре.
  • При необходимости картинку на экран, изображение клавиатуры можно нарисовать или распечатать и наклеить дополнительно.

Ноутбук для куклы можно также сделать из спичечных коробков. Пару пустых элементов скрепляют, склеивая широкой полосой гибкого картона. Этот элемент позволит открывать и закрывать крышку компьютера. После этого игровой предмет декорируют по желанию.

Плита

У девочек часто интерес вызывает все, что связано с кухней. Поэтому эту комнату с техникой, копирующей настоящую, стремятся сделать наравне с востребованными кроватями и диванами:

  • В первую очередь девочки обычно просят для кукольной кухни плиту. Сделать эту вещь не составит труда. Проще всего подготовить для работы готовую коробочку подходящих формы и размера.
  • Дальше останется только выполнить декор, достоверно имитирующий внешний вид настоящего предмета.
  • Для оформления можно использовать фольгу, пластилин.
  • В верхней части делают конфорки.
  • По центру коробочки можно вырезать дверцу в духовку.
  • Внутри можно сделать полочку.
  • Если все это создать затруднительно, то можно использовать просто картинки, желательно в современной объемной манере.

Не найдя подходящей коробочки для основы, допустимо выполнить заготовку своими руками из картона. Действовать можно по логике изготовления подобной вещи или использовать шаблон изделия подходящих размеров.

Холодильник

По аналогии с плитой или компьютером можно изготовить холодильник. Для основы предмета уместно использовать готовую коробку. Подойдёт упаковка от чая или другой вариант аналогичного формата. Крышку превращают в дверцу холодильника. Створку можно разрезать, выделив морозильную камеру.

Внутри с помощью полосок картона оборудуют полочки. Снаружи холодильник для куклы можно покрасить белой гуашью, обклеить бумагой для принтера или фольгой.

Для большей убедительности и декоративности для оформления допустимо использовать пленку с липким слоем, которую применяют для декорирования настоящих холодильников. Из картона или спички можно соорудить ручку.

Сколько кукол должно быть у девочки

Путем экспериментов исследователи пришли к выводу, что много игрушек ребенку не нужно. Один из таких опытов показал, что малыши гораздо лучше играют с четырьмя куклами, а в комнате с 16-ю игрушками дети просто теряются, не знают, что делать, и быстро теряют интерес к игре. Так что тем, кто решит собрать ребенку кукольную коллекцию, стоит помнить, что лучше приобрести немного кукол, но пусть это будут качественные игрушки. Отличить их от всех остальных просто. Главное правило: у кукол не должно быть никакого запаха. Лучше вы купите несколько кукол известных брендов, чем гору китайских подделок из аллергенных материалов. Что же до количества, то опытные мамы считают, что кукол должно быть столько, чтобы хватило на всех: самому ребенку, сестрам, подружкам — чтобы дети не ссорились из-за одной-единственной игрушки и весело играли вместе. Не скупитесь и возьмите кукол с запасом. Пусть некоторые сопровождают ребенка в садике, а какие-то — гостят у бабушки. Главное, чтобы ребенок был счастлив. Чем старше ребенок, тем больше кукол ему может понадобиться. Он сам решит, сколько. Задача родителей – не ограничивать детскую фантазию (в разумных пределах).

Игры в куклы не влияют на ориентацию

Если мальчик играет в куклы, это не значит, что он станет гомосексуалом или вырастет женственным, — с тем, что в женственности нет ничего плохого, еще разберемся.

Гомосексуальность. О том, почему родители переживают за ориентацию детей, хорошо рассказала Екатерина Шульман.

Если коротко: проблема в том, что в гомофобном обществе у тех, кто ведет себя как гомосексуал, выше риск пострадать от насилия. Родители видят, что мир вокруг опасен для гомосексуалов, и начинают переживать: а вдруг сын станет геем и его будут ненавидеть, преследовать, бить. Из-за страха за будущее ребенка родители запрещают ему любые проявления другого гендера, например, плакать, играть в куклы, отращивать волосы. Так они надеются защитить его от насилия, но на деле сами превращаются в гомофобов и замыкают круг.

Но игры и воспитание не влияют на ориентацию. В 1973 году Американская психиатрическая ассоциация перестала считать гомосексуальность болезнью, теперь гомосексуальность классифицируется как ориентация. Пока нет точного ответа, как формируется ориентация и от каких факторов зависит. Но современная литература и ученые заявляют, что сексуальная ориентация — это не личный выбор человека. Люди не могут выбирать, быть им гетеро- или гомосексуальными.

О сексуальной ориентации – в официальном журнале американской академии педиатрии

Американская академия педиатрии пишет: есть много теорий о том, что влияет на сексуальную ориентацию, но, скорее всего, ориентация зависит не от одного фактора, а от комбинации генетических, гормональных и биологических. В некоторых исследованиях находят подтверждение тому, что воздействие андрогенов — стероидных мужских половых — гормонов во время беременности может повлиять на ориентацию ребенка. Но при этом количество андрогенов в крови уже родившегося человека не зависит от сексуальной ориентации.

Те знания, что уже есть у исследователей, позволяют предположить, что ориентация формируется в раннем детстве, до трех лет, но нет научных доказательств того, что воспитание, жесткое обращение или неблагоприятные жизненные события влияют на формирование сексуальной ориентации. А значит, игры в куклы тоже не влияют.

Комментарий с родительского форума

Женственность. Под женственностью обычно понимают нежность, умение слушать и договариваться, мягкость, заботу о родных, умение следить за домом и воспитывать детей. Еще одно женское качество — эмпатия, способность поставить себя на место другого человека и распознать его чувства.

Женщины чаще проявляют эмпатию, чем мужчины. Но не потому, что эмпатия — это женское врожденное качество, а из-за социализации. Игрушки, которыми играют девочки, например, те же куклы, способствуют развитию эмпатии: в игре ребенок учится придумывать чувства за куклу и предполагать, что она испытывает в разных ситуациях. А мужские игрушки, например, машинки, солдатики, развивают не эмпатию, а противоположные качества: независимость, стремление к соревнованиям и властность.

 — в книге «Гендерная психология»

В книге «Гендерная психология» автор приводит пример исследования:

У одиноких мужчин, которым по каким-то причинам пришлось самим воспитывать детей, исследователи обнаружили типичные женские черты, например, заботливость, сочувствие. При этом до того, как мужчинам пришлось ухаживать за детьми, таких качеств у них не было.

Автор делает вывод, что мужчины стали ухаживать за детьми не потому, что у них появились женские качества, а наоборот: начали ухаживать — появились женские качества. Это значит, что эмпатия, заботливость, нежность зависят не от пола, а от социальной роли.

Кукла. Игра и не игра

В истории детской субкультуры сложились универсальные игровые сценарии с использованием кукол.

Ребенок традиционного общества, девочка и мальчик, в 5-7 лет могли позаботиться о младших братьях или сестрах – одеть, покормить, утешить. Игра в куклы была ответственной подготовкой.

В наше время детское сообщество практически не складывается, а взрослые «разучились» играть. Игры с куклами редко входят в семейную практику и программы дошкольного воспитания в своем классическом виде. Кукла в доме все чаще остается декоративным элементом, а в детском саду просто сопровождает познавательные, речевые, музыкальные и др. занятия, становится героем историй, которые разыгрываются с использованием заученных детьми стишков, песенок, сопровождаются познавательными или нравственными беседами воспитателя с детьми. Игра с куклой все чаще становится дидактическим инструментом воспитателя, а не средством проживания ребенком социальных ситуаций.

Родителям необходимо самим играть (а не беседовать, управлять и корректировать), постепенно уступая активные роли детям.

Сюжетно-ролевые игры для девочек: семья (дочки-матери)

Завершаем цикл статей о сюжетно-ролевых играх для детей дошкольного возраста: сегодня поиграем в дочки-матери. Наблюдать за тем, как ребенок разворачивает семейный сюжет, очень интересно и полезно. Во-первых, видишь себя со стороны: наиболее часто звучащие фразы, типичные поведенческие реакции, интонации воспроизводятся девочками точь-в-точь

Особенно важно для самоконтроля присматриваться к вышеперечисленным деталям в тот период, пока малышка еще не посещает детский сад и копирует по сути только маму

С другой стороны, совместная игра – хорошая возможность внести коррективы в поведение ребенка, мягко обратить внимание на то, как сложно бывает с капризным малышом, который не хочет укладываться в кроватку или купаться. Высока вероятность, что дочка сама подскажет родителям выход из проблемных ситуаций через игру: допустим, засыпать под песенку, а не после сказки и т.п

Однако все воспитательные моменты внедряются очень деликатно, чтобы игра не превратилась в назидательный кукольный спектакль.

Варианты сюжетов для игры в дочки-матери (семью):

  • готовим вместе с мамой (перекликается с игрой в кухню);
  • день рождения дочки;
  • ухаживаем за младенцем;
  • малыш заболел;
  • встречаем гостей;
  • на прогулке;
  • семья идет за продуктами (см. аксессуары к игре в супермаркет);
  • наряжаем дочку на праздник;
  • любые другие сюжеты, знакомые ребенку из реальной жизни.

Если взрослые не знают или забыли, как обустраивать подобные игры, можно начать с онлайн-игрушек, доступных бесплатно в Сети. Многим девочкам трех лет и старше нравится «Малышка Хейзел» (Baby Hazel). Красочная, разбитая на отдельные игры жизнь малышки разнообразна и интересна. Управление простое, умение читать не требуется. Однако заменить реальную сценку «дочки-матери» виртуальный аналог не может и не должен – лучше использовать его как старт и подсказку.

Аксессуары для сюжетно-ролевой игры в семью (дочка берет на себя роль мамы, старшей сестры):

  • пупс (кукла) в одежде;
  • игровая мебель и ванночка;
  • кукольная посудка или бутылочка;
  • расческа;
  • другое – в зависимости от действий с куклой.

Замечательно, если удастся в детской комнате обустроить небольшой тематический уголок. Игра в дочки-матери развивает моторику, воображение и речь, тренирует детскую память, учит играть в коллективе, способствует закреплению навыков вежливого поведения, заботе о младших.

Не все девочки любят играть в куклы. Довольно часто причина в том, что они просто не знают, что и как делать с игрушечными красавицами. Поиграйте с дочкой несколько дней/недель сами – увлеченно, без оглядки на часы. Высок шанс, что ваш энтузиазм передастся малышке. А может, ей понравятся не пупсы, а маленькие куколки? На сайте «Шпаргалка для родителей» опубликовано подробное описание кукольного домика, изготовленного своими руками для девочки четырех лет. Инструкция включает 26 фотографий.

***

На этом мы закрываем описание сюжетно-ролевых игр для дошкольников, однако вариантов для реализации у вас есть еще очень много: почта, библиотека, рыбалка, аптека, цирк, космос, школа, зоопарк, автобус, фотоателье.

И Дима Зицер

Вместо заключения — напутствие Дмитрия Зицера, доктора педагогических наук и директора Института неформального образования.

Статья Правмира «Ты должен быть мужиком. Самое страшное, что можно сказать сыну»

«Допустим, мальчику говорят: „Ты должен защищать семью“. Мальчик вырастает и знает, что его главная роль — защитник. И вот он смотрит вокруг, а вроде бы защищать не от чего. Надо придумать войну. И если эта война не получается вне семьи, он устроит ее дома. Потому что он — защитник.

Есть ли женское качество нежность? Ну есть. А мужской нежности разве не бывает? Разве женщины, если они сейчас сядут и подумают, не хотят, чтобы их мужчина был нежен? Какой мужественности, жестокой свирепости они в них ищут? Это довольно странная штука.

Женщина должна быть слабой? Нет, мне кажется, не должна быть слабой. Ей, возможно, приятно почувствовать себя слабой. Ну отлично, почувствуй. А почему нет? Если в паре прикольно это, чувствуй сколько хочешь. А бывает, что пара устроена абсолютно наоборот. А бывает еще куча вариантов.

То, что я говорю сейчас, вообще не означает отрицания половой основы, сексуальной основы, гендерной основы. Просто это иначе устроено. Это устроено не пошло, понимаете, какая история. А если мы говорим, как у Жванецкого, „тетка должна: а) лежать, б) смирно“, а мужик должен поражать военной свирепостью, выставив нижнюю челюсть вперед, и защищать, ища повсюду позиционные бои — это просто пошло».

«Цирк»

Предложите ребенку отвести кукол в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устройте «арену» цирка, на ней разместите «артистов». Ими могут быть мягкие и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, танцующая Дюймовочка, прыгающая лягушка), а также народные игрушки, которые приводятся в движение веревочками палочками и имитируют действия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане).

Объявите: «Сейчас перед вами будут выступать артисты. Сначала выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться». Затем заведите обезьянку и покажите, как она кувыркается. «А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова». Петушок может петь и хлопать крыльями, заяц — бить в барабан и т.д. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладоши. Со временем малыш и сам научится объявлять выступления и выступать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона красоты и здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: