Оценка развития ребёнка / по центильным таблицам статья (младшая группа) по теме

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Что делать, если показатели выше или ниже нормы?

Если обнаружилось какое-либо отклонение от нормы, не стоит паниковать и воспринимать это как диагноз. Есть несколько причин дисгармоничного развития. Одной из таких является наследственность, если в роду были очень высокие люди, то, скорее всего, и ребенок будет выше среднестатистического.

Также параметры могут отличаться из-за страны производства центильной таблицы. Например, сравнение параметров российского ребенка происходило по таблицы из Китая, а китайцы, обычно, ниже европейцев. Поэтому могут возникнуть расхождения. К тому дети иногда развиваются скачкообразно и, если в 3 месяца были отклонения от нормы, то к году, уже все в порядке.

Однако в случае обнаружения у мальчика или девочки каких-либо нарушений в сравнении с данными центильных таблиц стоит обратиться к педиатру для дополнительного обследования, чтобы избежать возможных негативных последствий.

Оформление статьи: Мила Фридан

Особенности ухода за малышом в первые 28 дней

Одним из важных условий для новорожденного является – создание правильного теплового режима. Учитывая, что холодовых рецепторов у ребенка первого месяца жизни намного больше, чем у взрослого, вероятность переохлаждения очень велика. Для этого необходимо соблюдать правильную температуру воздуха в помещении (не ниже 22 градусов) и достаточное количество одежды. Для последнего существует правило «слоев»:

  • Летом – один слой одежды (ползунки, распашонка и легкая шапочка)
  • Весной и осенью – два слоя (ползунки, распашонка, комбинезон, шапочка)
  • Зимой – три слоя (боди, распашонка, ползунки, теплый комбинезон, теплая шапочка)

Обрати внимание, что во все времена года наличие шапочки является обязательным. У ребенка объем головы к его длине тела составляет почти 70 %

Соответственно, теплоотдача через поверхность головы очень высока.

В первые дни после рождения у новорожденных преобладают симптомы торможения головного мозга. А значит, не пугайся, если первые 3 – 5 дней твой малыш будет спать 20 – 22 часа в сутки. В конце первой недели у детей появляется голодное возбуждение, и ребенок уже будет просыпаться при чувстве голода, а также прикладывая его к груди, у него появляется «роющий» рефлекс (малыш лицом пытается найти сосок).

В почках новорожденного наблюдаются своеобразные преобразования, что характеризуется очень малым количеством или даже отсутствием мочи в первые 2-3 дня у малыша. Поэтому не переживай, если увидишь в первые дни сухой памперс у ребенка.

Комплексный метод оценки физического развития

Все рассмотренные ранее методы учитывают только морфологические данные оценки развития, но для растущего человека естественным и необходимым является учет биологического развития. Комплексный метод включает в себя:

  • Оценку биологического возраста (степени соответствия возрасту созревания систем и органов ребенка). Критерии: прибавки веса и длины тела за год, возраст по количеству зубов, половое созревание, развитие костного аппарата.
  • Тип конституции телосложения по соотношению формы ног, живота, грудной клетки, спины, развития мышц, костей, жировой ткани.
  • Оценку гармоничности особенностей развития по соотношению роста и веса тела.

Комплексная оценка физического развития, которую проводят в учреждениях лечебно-профилактической направленности, а также при проведении развернутых медицинских осмотров позволяет в зависимости от совокупности данных разделить детей на пять различных групп здоровья:

  • I группа. К ней относятся дети без хронических заболеваний, не болеющие или редко болеющие, развивающиеся в физическом и психическом плане без отклонений.
  • II группа. К этой группе относится категория детей без хронических болезней и болеющих не более четырех раз в год, имеющих риски развития хронических заболеваний, возможно наличие несущественных отклонений по уровню функционирования систем и органов.
  • III группа определяет детей с хроническими болезнями, патологиями (врожденными, не мешающими организму нормально функционировать), часто болеющих (более четырех раз в год).
  • IV группа. Дети с пороками развития (врожденными), хроническими заболеваниями, нарушающими нормальное самочувствие и общее состояние организма.
  • V группа. К этой группе относятся дети, болеющие серьезными хроническими заболеваниями, вызывающими очевидные расстройства и нарушения функционирования организма.

Что значит 7 коридор в педиатрии. Коридоры развития ребенка

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор , в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего». Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей

Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека

gabiya.ru

Для оценки физического развития детей педиатры пользуются специальными справочными материалами — так называемыми центильными таблицами.

В центильных таблицах представлено распределение показателей физического развития среди здоровых детей по частоте встречаемости.

Центильные таблицы физического развития детей составляются отдельно для мальчиков и для девочек по определенному показателю (рост, вес, окружность головы и т.д.).

Индекс массы тела рассчитывается по формуле: M/h2, где M — вес ребенка в кг, а h — рост в м.

Как пользоваться центильной таблицей физического развития детей ?

Взглянем на типичную центильную таблицу, отражающую массу тела мальчиков в зависимости от возраста.

В строках показан возраст мальчиков в месяцах, а в столбцах показаны 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центили (перцентили). Представим, что мы взяли группу здоровых мальчиков одного возраста из ста человек и взвесили каждого из них, а потом расставили по возрастанию массы тела. Запишем массу тела третьего по счету, десятого, двадцать пятого и т. д. У нас получится таблица, масса ребят с 25 по 75 будет средней, с 10 по 25 — ниже среднего, с 75 по 90 — выше среднего, с 3 по 10 — низкой, с 90 по 97 — высокой, до 3 — очень низкой, выше 97 — очень высокой. Эта упрощенная схема помогает понять, что собой представляют центильные коридоры. Получается, что к средним величинам относится центильный коридор 25-50-75, то есть 50% всех детей, по 15% приходится на значения выше и ниже среднего, по 7% на высокие и низкие величины, а также по 3% на очень высокие и очень низкие. Естественно, выборка детей, по которой составляется центильная таблица состоит не из ста человек и дает представление о всем детском населении.

Рассмотрим использование центильной таблицы на конкретном примере

Представим, что мальчик в 1 месяц весит 4,4 кг. Взгляните еще раз на таблицу в строку «1 месяц». Такой вес вкладывается в центильный коридор 50-75, то есть является среднестатистическим. Если б вес был 3,5 кг в месяц, мы бы говорили, что он низкий (находится в центильном коридоре 3-10).

Основные принципы оценки физического развития ребенка по центильным таблицам

* Если показатели развития ребенка попадают в центильный коридор 25-50-75, то ребенок развивается нормально, в соответствии со средними величинами;

* Если значения попадают в коридоры 10-25 и 75-90, то говорят о нормальном развитии, на которое следует обратить внимание;

* Если речь идет о низких и высоких значениях 3-10 и 90-97, следует обследовать ребенка и при необходимости проконсультироваться с узкими специалистами (невролог, эндокринолог, ортопед и т.д.);

* Если показатели ребенка ниже 3 перцентили или выше 97, очень вероятно, что имеется отклонение в развитии.

Следует также отметить одну важную особенность. Развитие ребенка может быть гармоничным и негармоничным. Например, вес ребенка попадает в центильный коридор 75-90 (выше среднего), а рост в коридор 3-10 (низкий) — развитие негармоничное; вес и рост ребенка в коридоре 90-97 — говорят о высоком гармоничном развитии и т.д.

Что делать, если показатели выше или ниже нормы

Если посредством использования центильных таблиц было выявлено несоответствие антропометрических данных ребёнка его возрастным показателям, родителям обязательно следует обратиться к участковому педиатру для выявления причины отклонений в его физическом развитии. Но помните, что далеко не всегда слишком низкий или высокий рост, к примеру, или большой или малый обхват головы и т. п. могут быть свидетельством патологии.

Причины отклонений от нормы могут быть разными:

  • генетическая предрасположенность, наследственность;
  • национальная принадлежность;
  • климат в зоне проживания;
  • особенности питания и др.

Любые нормативы, касающиеся здоровья детей, весьма относительны. Всё зависит от индивидуальных особенностей развития каждого, отдельно взятого, ребёнка. Малыш вполне может быть совершенно здоров, весел и счастлив при самых низких и самых высоких показателях

Очень важно обращать внимание на самочувствие ребёнка: хорошо ли он спит, быстро ли утомляется, нормальные ли у него аппетит, стул, температура тела, настроение — здесь всё индивидуально. Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру

Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру

Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру.

Он назначит дополнительные обследования для постановки диагноза. Могут потребоваться консультации профильных специалистов. И только после этого будет поставлен диагноз и назначены терапевтические мероприятия для исправления ситуации.

Центильные таблицы представляют собой один из диагностических методов, позволяющих определить соответствие физического развития ребёнка его возрасту. Но только на основании полученной с их помощи оценки невозможно поставить диагноз. Центили показывают, отсутствует проблема или существует. А определить, в чём она состоит и назначить соответствующее лечение может только врач после дополнительных обследований.

Основные этапы физического развития детей

С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.

Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:

В первые два месяца ребенок учится держать голову.

К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.

В 4 месяца ребенок подтягивается.

На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.

В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.

Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста
Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
Дети старшего дошкольного возраста
В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника

К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели

Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.

Особенности физического развития мальчиков и девочек

Интерпретация центильных кривых

Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.

Область Количество центилей Примечания
1 Слишком низких величин до 3 Группа диагностики, требующая повышенного внимания
2 Низких параметров 3-10 Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии
3 Величин ниже среднего 10-25 Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей
4 Средних значений 25-75 Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие
5 Величин выше среднего 75-90 Гармоничное формирование с опережением нормы
6 Высоких показателей 90-97 Детки с такими показателями также входят в группу внимания
7 Сверхвысоких значений выше 97 Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей

Принципы составления центильных таблиц

В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.

В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).

Этапы физического и психомоторного развития ребенка – по месяцам

Многие неопытные мамочки подумают: зачем нужно столько «непонятных» таблиц и цифр? Однако очень важно регулярно контролировать все показатели, чтобы вовремя заметить возникновения разных кризисов или заболеваний. Ведь даже состояние новорожденных в первые минуты жизни оценивают по шкале Апгар – количество набранных баллов дает четкую информацию о здоровье малыша

Итак, давайте понаблюдаем, как на протяжении года изменяются основные показатели физического развития ребенка – с помощью следующей таблицы:

Возраст в месяцах Вес, кг Прирост за месяц, кг Рост, см Прирост за месяц, см
1 3,7 – 4,1 0,6 54 — 55 3
2 4,5 – 4,9 0,8 55 — 59 3
3 5,2 – 5,6 0,8 60 — 62 2,5
4 5,9 – 6,3 0,75 62 — 65 2,5
5 6,5 – 6,8 0,7 64 — 68 2
6 7,1 – 7,4 0,65 66 — 70 2
7 7,6 – 8,1 0,6 68 — 72 2
8 8,1 – 8,5 0,55 69 — 74 2
9 8,6 – 9,0 0,55 70 — 75 1,5
10 9,1 – 9,5 0,45 71 — 76 1,5
11 9,5 – 10,0 0,4 72 — 78 1,5
12 10,0 – 10,8 0,35 74 — 80 1,5

Вместе с физическим развитием врачами тщательно оцениваются коммуникативные умения карапуза и сравниваются с нормой. Помню, как интересно было наблюдать за ежедневными «открытиями» маленького человечка – от держания головки до первых неуверенных шажков. Что должен уметь малыш в возрасте от одного месяца до года?

2.1. 0 – 3 месяца: я улыбаюсь!

В первый месяц жизни младенец многому учится.

Это способности:

  • различать белый, черный, красный и желтый цвета
  • менять эмоциональную окраску звуков – от резко-«требовательного» крика до ласкового «урчания»
  • на короткое время сосредотачиваться на мамином (или папином) лице, расположенном достаточно близко
  • недолго провожать взглядом плавно движущийся «объект»
  • попытаться «говорить» – с этого момента начинаются разные «гу» и «агу»
  • проявления радостных эмоций при общении
  • переворачиваться с боку на спинку
  • искать глазами источник шума или света
  • держать и поворачивать в стороны головку
  • опираться ножками на поверхность
  • хватать ручками яркие игрушки
  • все, что удалось захватить, немедленно отправлять в ротик.

2.2. 4 — 6 месяцев: «входим» в режим и пытаемся разговаривать

Детки растут быстро. Особенно незаметно мчится время до годовалого возраста карапуза – один месяц сменяет другой, а малыш каждую минуту учится чему-то новому.

Малыш уже:

  • хорошо узнает маму и радуется ей
  • реагирует на обращение к нему – изменениями интонаций голоса и новыми звуками
  • приподнимает и держит головку, лежа на спине
  • самостоятельно перекатывается со спины на животик и обратно
  • может немного постоять при поддержке за туловище
  • с интересом изучает игрушки и перекладывает из одной ручки в другую
  • может спать несколько часов подряд.

2.3. 7 – 9 месяцев: подружились с ложкой!

Малыш растет с каждым днем, а за эти три месяца осваивает такие умения:

  • сидение, вставание на четвереньки и ползание
  • развитие мелкой моторики пальцев – отлично хватает и переносит игрушки
  • еда с ложки, а питье – из чашки
  • эмоциональный контакт с окружающими взрослыми
  • игры для самых маленьких – например, «ладушки»
  • реакция на произношение своего имени
  • выражение согласия или отрицания киванием головой

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг. Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ. Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Я предлагаю вам следующие таблицы ВОЗ:

Эти данные взяты с сайта Всемирной организации здравоохранения и адаптированы мною для удобства восприятия в таблицы с разноцветными столбцами.

Как правильно пользоваться таблицами ВОЗ:

  1. Найдите строку, которая соответствует возрасту ребенка.
  2. Определите, между какими величинами в данной строке находится вес /рост ребенка: — между показателями колонок -1 SD и 1 SD . Этообласть средних величин, половина здоровых детей данного возраста имеют такой же вес /рост;— между показателями колонок -3 SD и -1 SD, 1 SD и 3 SD . Это области пониженного или повышенного веса /роста, таких детей в популяции около 44%, и это тоже вариант нормы. Более низкий /высокий вес /рост может быть связан с генетическими особенностями (например, такими, как рост родителей, вес ребенка при рождении), особенностями конституции и обмена веществ;— величина веса (роста) выходит за показатели колонок -3 SD и 3 SD . Такие значения — повод обратиться к врачу для обследования ребенка и выяснения причин отставания /опережения в весе /росте. Хотя около 6% здоровых детей имеют такие же показатели.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Как вы думаете, о чем беспокоятся «свежеиспеченные» родители? Ведь после рождения крохи жизнь молодых пап и мам меняется самым чудесным образом – на смену восторгам и умилению приходит каждодневный труд по уходу за новорожденным. Вот тут-то и начинаются первые страхи и беспокойства. На голову детского педиатра во время плановых ежемесячных посещений «обрушивается» масса вопросов.

Сколько малыш прибавил в росте и весе? Как правило, основные опасения «неопытных» родителей вызывает соответствие этих показателей общепринятой норме. Признаюсь, в свое время я тоже терзалась сомнениями по поводу вышеупомянутых показателей. Однако врач меня успокоила – существует таблица развития ребёнка до года, в которой приведены нормы роста, веса, а также прибавка показателей по каждому месяцу.

Итак, давайте совершим увлекательное путешествие от момента рождения малыша до его годовалого возраста. Ведь детки так быстро растут! А сколько умений осваивают маленькие «исследователи» за этот срок – только поспевай за ними!

Впервые услышав об этом термине от участкового педиатра, сразу не поняла, в чем дело. Однако здесь нет ничего «страшного» — речь идет об антропометрических показателях оценки развития ребенка (рост, вес, окружность головы и груди).

«Ваш малыш по росту находится в пятом коридоре», — сообщает ваш «детский» врач. Это означает, что показатель роста ребенка, который оценивается с помощью специальной центильной таблицы, является средним.

Примечательно, что нормативные показатели для мальчиков и девочек немного отличаются.

На очередном плановом осмотре педиатр проводит все необходимые измерения, сравнивает с данными таблиц и на этом основании делает вывод о развитии ребенка. Сегодня при желании мамочки могут найти эти таблички на специальных тематических сайтах. Однако все-таки лучше проконсультироваться у педиатра, не так ли? Доктор научит правильно пользоваться центильными таблицами, а также «развеет» возможные сомнения и волнения.

Например, средними считаются показатели, соответствующие интервалам 25 – 50 – 75%. А если после измерения и оценки показали малыша относят к 3 – 10% или 90 – 97%, то это повод насторожиться и неотлагательно проконсультироваться у врача.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона красоты и здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: