Как исправить зеркальное письмо у ребенка?

Содержание

  • Слайд 1

    Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

    МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»учитель-логопед Мельникова С.А.

  • Слайд 2

    недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;
    • недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
    • недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

  • Слайд 3

    Если в дошкольном детстве ребенок не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раз дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

  • Слайд 4

    взять два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

  • Слайд 5

    воспитания четкой дифференциации правой и левой руки;
    обучение ориентированию в собственном теле;
    развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны;
    определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

  • Слайд 6

    воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
    сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
    обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
    написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
    совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).

  • Слайд 7

    развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
    развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
    расширение поля зрения ребенка.
    развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

  • Слайд 8

    Усвоение понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

    разные игры, выкладывания различных фигур, орнаментов.
    поиск букв, наложенных друг на друга.
    выделение буквы, написанные одна на фоне другой.
    На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.
    письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например, Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
    после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Посмотреть все слайды

Как помочь ребёнку, который пишет буквы зеркально

Зеркально перевёрнутые буквы — это нарушение письма, которое чаще обнаруживается только в школе, в первом классе, когда ребёнок начинает много писать. Примечательно, что такие дети не обязательно не умеют читать. Однако часто это и проблема чтения.

В настоящее время зеркально перевёрнутые буквы и цифры у школьников – очень распространённое явление во всём мире.И это не болезнь, это временное отставание в созревании отдельных участков мозга ребёнка. Мировой авторитет, советский нейрофизиолог А. Р. Лурия доказал, что зеркально перевёрнутые буквы связаны с нарушением деятельности определенного отдела головного мозга, отвечающего за процесс письма.

Причины нарушения деятельности этого отдела могут быть разные (травма, незрелость в данный момент некоторых участков мозга, наследственность), но в итоге ваш ребёнок выглядит вопиюще безграмотным!

Новое понимание проявления зеркальности

В первую очередь зеркальность проявляется у детей-левшей или у переученных левшей, а также у амбидекстров (то есть «двуруких»).

.

Именно у этих малышей чаще могут возникнуть различные трудности при формирования навыка письма: специфические ошибки, плохой почерк, зеркальность, дрожание руки и т. д.

Первая причина написания зеркально перевёрнутых букв и цифр – нарушения восприятия объёмных 3D пространств. В правом или левом поле зрения в пространстве открывается «окно», внутри которого пространство зеркально перевёрнуто. Когда туда попадает буква или цифра – ребёнок, не замечая этого, пишет её зеркально .

Раннее обучение письму – вторая причина зеркальности. Соответствующие отделы головного мозга созревают к семи, а иногда и к девяти годам. «Незрелый» же ребёнок будет воспринимать букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок. И ему будет всё равно, в какую сторону писать буквы «К», «С», «Э», «Я», или цифры «4», «6», «9». Такие дети часто теряют строку, или пытаются писать зеркально справа налево.

То есть, именно нарушения зрительно-пространственных представлений влияет на проявление зеркальности.

Решение же проблемы — это помощь в ускорении созревания зрительно-пространственного восприятия у вашего ребёнка.

Коррекция восприятия 3D пространств у таких детей позволяет устойчиво восстановить и нормализовать процесс чтения и письма. А у большинства детей становится более упорядоченным и корректным и поведение.

Запишитесь на диагностику и коррекцию здесь

Когда пора обратиться к специалисту

Тем деткам, которые с проблемой зеркального или перевернутого написания букв  и цифр столкнулись уже на этапе автоматизации почерка (в возрасте 7-8-9 лет), необходима более продуманная программа коррекции. И зачастую в этом случае без помощи квалифицированного специалиста, логопеда или нейропсихолога, не обойтись. Чем поможет специалист?

В первую очередь специалист проведет диагностику и выявит механизм нарушения:

—  определит, какая зона мозга отвечает за возникновение ошибок при письме. Увидит или исключит признаки оптической дисграфии;

— есть ли у ребенка трудности в узнавании отдельных букв или же он не воспринимает буквы в составе слова;

— насколько хорошо ориентируется на поверхности листа;

— насколько хорошо развиты навыки пространственного ориентирования;

— насколько точно соблюдает границы строки;

— хорошо ли удерживает размер буквы;

— не допускает ли каких-то иных ошибок, указывающих на трудности, например звуко-буквенного анализа слов.

И от результатов диагностики уже будет зависеть, какие упражнения необходимо рекомендовать конкретно вашему ребенку для устранения трудностей в освоении письменной речи.

Подробнее о функциональной структуре письма у младших школьников можно просчитать в нашей статье «Ребенок пропускает буквы при письме».

Поскольку наиболее частыми причинами зеркального почерка у ребенка являются несформированность образа буквы (об этом мы говорили в первой части статьи) и несформированность пространственно-временных представлений, родителям можно дать несколько рекомендаций  о том, как помочь ребенку самостоятельно, если кроме «зеркальных» других трудностей вы не наблюдаете.

  1. «Право-лево». Как можно четче уже в старшем дошкольном возрасте помогайте ребенку ориентироваться в пространстве. Учите дошкольника определять правую и левую руку, ухо, глаз. Постепенно переносите знания пространственного ориентирования на окружающую обстановку. Тренируйте навыки ребенка поминать расположение предметов относительно тела ребенка, а также относительно других предметов.
  2. «Перевертыши». Расположитесь за столом напротив ребенка. Возьмите по одному чистому листочку. Суть игры в том, что вы рисуете простые фигурки, а ребенок должен нарисовать их, перевернув в соответствующей ориентации. То есть мысленно ребенок переворачивает ваш рисунок и размещает его на своем листе так, как он расположен на вашем листе.
  3. «Геометрические перевертыши». Для разнообразия предыдущее задание можно выполнять с использованием заранее вырезанных цветных геометрических фигур. Вы выкладываете из разноцветных фигур несложный орнамент, а задача ребенка повторить его на своем.
  4. «Вратарь». Для тренировки навыков пространственного ориентирования отлично подходит мяч. Первый вариант игры: взрослый бросает мяч и заранее предупреждает ребенка, в какую сторону (лево/право) полетит мяч. Ребенок должен сориентироваться и заранее повернуться в нужную сторону.
  5. «Броски в цель». Для этого упражнения потребуется 2 мяча, две цели, в которые нужно будет попадать. Целями могут служить пластиковые тазики, контейнеры, или даже просто листы бумаги. Ребенок располагается напротив взрослого, а взрослый встает между целями. Взрослый поднимает вверх руки сначала правую и потом левую, или наоборот, в той последовательности, в которой нужно будет попасть в правую и левую цель. Ребенок запоминает эту последовательность и бросает по очереди оба мяча. Игра проводится без применения речевой инструкции.

Заметить предпосылки к тем или иным трудностям при овладении письменной речью у ребенка можно еще в дошкольном возрасте, И чем раньше родители обратят внимание на ошибки ребенка и помогут ему справиться с трудностями, чем легче и быстрее можно будет решить проблему. Это касается не только зеркального написания букв и цифр, но относится и к другим возможным трудностям

Как исправить зеркальное написание у детей: советы

Как вовремя выявить предпосылки возникновения «почерка Леонардо»?

  • Расположить перед ребенком две ручки или палочки: одну проставить перед собой вертикально. Другая рука ставится справа под прямым углом к первой.
  • Предложить ребенку повторить ваши действия с другими палочками. Он может приложить вторую ручку или палочку к вертикально расположенной «зеркально» — слева.
  • Подобное происходит при переносе на бумагу объемного изображения, простых форм, фигур. Ребенок копирует увиденный образец, но переносит его на бумагу в зеркальном отражении.
  • Если зеркальный почерк проявляется частично, то это свидетельствует о несистематичном, случайном проявлении феномена. Речь идет о написании в зеркальном отражении отдельных букв.


Феномен дисграфии у детей

Советы по устранению зеркального написания:

  • Перед началом работы по исправлению зеркального почерка необходимо провести подготовительный этап. Цель предварительной работы – обучение ребенка навыку ориентировки в пространстве, относительно себя, на листе бумаги.
  • Ребенку нужно усвоить, где правая, а где – левая стороны, знать, с какой стороны находится определенная часть тела.
  • После приобретения устойчивого навыка по распознаванию правой и левой сторон, можно переходить к следующему этапу: развитию навыка безошибочно ориентироваться в собственном теле. Предлагать ребенку показать свое левое ухо, правую руку, правую ногу, левую щеку.
  • Учитывая правую и левую стороны, ребенок должен научиться ориентироваться в окружающем пространстве. Задачей взрослого на этом этапе будет объяснение места расположения предметов относительно его тела, относительно других предметов: например, то, что ближе к правой руке находится справа, предметы по левую руку находятся слева.
  • Такие же упражнения проводятся относительно расположения тетради по отношению к журналу, книге. После усвоения особенностей пространственного расположения вещей, ребенок поймет, справа или слева от вертикальной палочки нужно проводить черту, и с какой стороны в букве «ю» писать овал.


Причины возникновения дисграфии

Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: упражнения

Упражнения для коррекции «зеркального» письма:

  • Подготовить карточки, трафареты, кубики для воспроизведения ребенком букв-эталонов.
  • В процессе письма предложить ребенку проводить пальчиком по букве, по строчке письма.
  • Предложить ребенку обвести букву пальчиком в воздухе, сопровождая взглядом и проговаривая.
  • Писать графические диктанты: тире, точка, клетка вниз, две клетки вверх, четыре клетки вправо, клетка вверх, две клетки вправо).
  • Развивать способность запоминать зрительные образы. Повторять различные движения, воспроизводить рядоговорение (месяцы, дни недели).
  • Развивать мелкую моторику рук, применяя такие техники как массаж, самомассаж пальцев, пальчиковые игры, лепка пластилином, обводка, штрихование картинок.
  • Предложить ребенку смоделировать буквы из палочек, из элементов других букв: буква «Н» может трансформироваться в букву «П», путем перемещения одной палочки. Назвать или показать буквы, которые состоят из трех элементов (Ж, И, Ы, Я), или из двух (У, Ч, Т). Реконструировать букву из нескольких элементов – овала, полуовала, длинной или короткой палочки.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:

Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.

Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.

Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

Виды

Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные. 

«Чистые» виды дисграфии

Акустическая

Связана с нарушением фонемного распознавания. 

Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:

  • гласные (голУби-голОби), 
  • мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа), 
  • звонкие и глухие (диктанТ-диктанД), 
  • шипящие и свистящие (маШина-маСина), 
  • аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер). 

При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.

<<Форма демодоступа>>

Оптическая

Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

Обычно ребёнок:

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Аграмматическая

Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Ребёнку будет трудно: 

  • употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • описывать предметы;
  • называть несколько действий одного предмета подряд;
  • образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
  • подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
  • составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
  • создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
  • согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
  • подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
  • строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист». 

Артикуляторно-акустическая

Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.

Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом». 

Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза

Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

Ребёнку сложно: 

  • определить звук в слоге; 
  • назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
  • придумать слова на заданный звук;
  • собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
  • различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
  • удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
  • верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако». 

 Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица». 

Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.

С чего начинается коррекция почерка?

Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:

если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.. Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной

Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.

Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

Пишет задом – наперед, когда пора к специалисту?

Особого внимания при обучении письму требуют дети с явной или скрытой леворукостью, так как левши несколько иначе, нежели праворукие, воспринимают пространство и имеют некоторые особенности в зрительно-моторной координации.

В отдельную группу можно выделить детей со скрытой леворукостью. Эти дети научились выполнять разные трудовые операции правой рукой, но ведущей у них является все же левая рука, а проявляется это чаще всего в ситуации стресса. Выявить скрытую леворукость можно, предложив ребенку выполнить незнакомое ранее действие новым для него предметом (например, вскопать землю в цветочном горшке с помощью тяпки). Дети со скрытой леворукостью обычно берут незнакомый предмет не правой рукой, а левой, хотя едят и рисуют так, как их учили – правой рукой. Скрытые левши очень часто пишут в зеркальном отображении не только буквы, но даже целые слова и предложения.

Коррекцией «зеркального» письма у левшей должен заниматься специалист, так как помимо этого недостатка при освоении навыка письма леворукие дети и, особенно, скрытые левши, встречаются и еще с рядом других трудностей. Сами трудности и степень их проявления могут быть очень индивидуальными, поэтому и при коррекции требуется индивидуальный подход. Если ваш ребенок пишет буквы в зеркальном отображении и является явным или скрытым левшой, то вам необходима консультация врача-логопеда.

А вот детям, у которых дисграфия связана с особенностями развития нервной системы и головного мозга, потребуется не только помощь логопеда и дефектолога, но и консультация врача-невропатолога. После ряда обследований, которые помогут оценить состояние ребенка, врачи не только подберут индивидуальную коррекционную программу, но и предложат специальные процедуры или медикаментозное лечение.

Для занятий понадобятся:

— Прописи; — Альбомные листы; — Плакаты с алфавитом; — Книги с яркими рисунками; — Соленое тесто для ручного труда; — Краски и кисти. — Упражнения могут меняться и дополнять друг друга

Важно, чтобы малыш заинтересовался и расширял свои навыки

Самым первым базовым упражнением, решающим, как научить ребенка писать буквы правильно, станут прописи. Не обязательно искать магазинный вариант, лучше всего сделать их самостоятельно:

Возьмите чистый альбомный лист; Разлинуйте его по вертикали, лучше не делать слишком частые полоски, пусть буквы будут крупными; В начале каждой полосы напишите печатную букву, решите, одинаковые они будут или на каждой строчке разные; Теперь ребенок может приступать к занятиям – максимально похоже написать такую же букву, как у вас. Договоритесь, что он должен написать не меньше пяти образцов. Такие занятия помогут ребенку увереннее чувствовать себя в мире букв.

Можно сделать карточки с буквами, либо повесить на стену в детской большой плакат с изображением алфавита. Во время игр и занятий ребенок сможет взглядом отыскать необходимую букву, запомнить ее и не использовать ее зеркальное написание.

Одним из интересных и результативных подходов может оказаться лепка из соленого теста. Такое упражнение развивает творческое мышление и оказывает влияние на мелкую моторику ребенка. Не стоит лепить весь алфавит за один раз, лучше всего каждый день посвящать только одной букве. После окончания лепки можно раскрасить букву яркой краской, или придумать с ней интересную историю.

Из чего обычно строится курс исправления почерка?

После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.

Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.

1. Нейропсихологическая коррекция

Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

2. Формирование правильной биомеханики письма

На данном этапе корректируется:

  • как ребенок сидит за рабочим столом,
  • как держит ручку или карандаш,
  • правильная ли у него осанка.

Большое значение имеют:

  • положение тетради,
  • высота стула и стола,
  • имеет ли рабочая рука опору.

Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов

Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его

Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно

Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.

Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении?

Как правило, дисграфия чаще встречается у детей с дислексией. Это нарушение, которое влияет на способность ребенка к обучению чтению. Как можно выявить дислексию рассказываем в статье: Почему ребенок не может научиться читать? Симптомы, причины и коррекция дислексии у детей. Лучше прочтите сразу, чтобы прояснить для себя многие вопросы, потом возвращайтесь к этому материалу.

Чаще всего «зеркалят» левши. Зеркальное письмо у левши – это, по сути, отражение действий правой руки. При этом сам ребенок без труда читает свою написанную «абракадабру» и недоумевает, почему ее не понимают другие.

Следующая причина зеркального письма – плохо развитый фонематический слух, который отвечает за успех ребенка в обучении чтению и письму. Этой теме у нас также посвящена целая статья: Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо. Игры и упражнения для развития фонематического слуха. Читайте и применяйте советы на практике.

Как понять, что дело в фонематическом слухе? Выполните с ребенком простое упражнение. Отойдите от него на метр и проверьте, как он различает звуки на слух. Используйте слоги с парными согласными: жа-ша, ба-па, га-ка. Если ребенок отвечает правильно, то ищите другую причину.

Еще специалисты отмечают такие причины, как недостаточная сформированность буквенного гнозиса и зрительного анализа и синтеза. Проще говоря, ребенок искаженно воспринимает и воспроизводит буквы и их элементы. В этом случае нужно работать над тренировкой зрительно-пространственного представления.

Но главное, какова бы ни была причина зеркального письма у вашего ребенка, над этим нужно начинать работать быстрее и делать это каждый день, пока не будет улучшения.

Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции

Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.

На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.

Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным

Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят

Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.

Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.

Коррекция

Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.

Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.

<<Форма бесплатного курса>>

Упражнения для работы дома

Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.

Лабиринт

Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.

Графический диктант

Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

Ищи

Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.

Если в школе прогресса не видно, одним из вариантов может стать онлайн-школа на семейном обучении. Например, «Домашняя школа Фоксфорда». У нас работают учителя начальных классов и логопед, который имеет опыт с дисграфиками. А персональное сопровождение наставника поможет превратить проблему в задачу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона красоты и здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: